Пестрый лист красный шиповник сочинение

Оглавление:

Пестрый лист красный шиповник сочинение

Расскажите, пожалуйста, об этих мультфильмах своим родственникам. Они им тоже наверняка понравятся.

eDarling
Сайт знакомств. Здесь можно найти вторую половинку^^ Счастья и любви вам, и успехов в поиске своей любви.

Красный дракон
Тут можно заказать множество вкусняшек.

каналы темы

• BeOn все темы, дневники и комментарии

Все дороги ведут через твой.
И треснул лёд под ногой моей, и провалилась в лужу она, ибо весна близилась.

ТУПЫЕ МОНСТА ЭКС.
я умер ГОЛОС КИХЁНА ААААААААААААААААААА­ ­ ААААААААААААААААААА­ А­ ААААА

.
Ищу себе жулика

лимонный сок себе в глаз
«Не играй.» После этих слов пришло понимание, что я так устала. Устала от людей вокруг. Очень давно не общалась с таким большим количеством народа. Экстраверт лишь по необходимости, да?! Я.

Подведем итоги
Последний раз я была на этом сайте около 6 лет назад Что же произошло (или не произошло) со мной за это время? 1. ну, несомненно, я подросла 2. убила к чертям свои волосы и обстригла их в итоге 3.

И снова скучный день в школе.
И снова скучный день в школе. Одно разнообразие- контрольная по литературе. Обажаю.

Wanna play?
Не влюбляйся в меня: я жесток. Со мной в корне меняются люди. Я найду твой дичайший порок, И его в тебе больше не будет. Я словами играю с огнём; Мне не свойственны нежность и ласка. Мы останемся в.

_______
удивительно. не надеваю наушники,потому что слышу пение птиц. неужели пришла весна? не рановато ли?

с этим постом было все так.
..и выставила в уютную днявку, которая принадлежит только мне. ________ Вкус на музыку у меня плох и не развит должным образом. Ибо вдохновение черпала больше из вк, чем систематически качала.

чё-то тут написал сложное.
вампира-героиню, схваченную оборотнями в плен, закидывают в камеру толчком новообразованием вместо руки. почти выпрямившись от нечеловеческого отношения к ней, она бессознательно протягивает руки к.

Методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме:
Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Анализ лирической миниатюры В.П.Астафьев «Мелодия»

Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ художественного текста на уроке русского языка в 8 классе

Миниатюра В.П.Астафьева «Мелодия»

Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа — «затесей» В.П. Астафьева и подготовка к созданию собственных текстов по идеальному образцу.

Развивающие: формирование надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста (осознание возможности языковых явлений в художественном тексте, формирование навыков лингвистического анализа художественного текста и способность оценивать эстетическую ценность языка), исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач.

Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству В.П. Астафьева, воспитание самостоятельности, взаимовыручки, чувства ответственности; воспитание нравственных эстетических, патриотических качеств личности. Цель длительного достижения, косвенные параметры: интерес учащихся к теме урока.

Оформление урока: портреты В.П. Астафьева, книги Астафьева из школьной библиотеки.

— Ребята, какова цель нашей работы с текстом?

— Какие этапы понимания текста мы проходим?

— Три этапа. 1 .Прочитал текст, но не все в нем понял.

2. Прочитал текст и понял только то, что в нем есть.

3. Прочитал текст и понял даже то, чего в ней нет.

— Какова же цель нашей работы с текстом?

-Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая мысль может помочь понять автора).

Вступительное слово учителя:

— В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки, или меты, были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. Делали его первопроходцы и таёжники и ходили по тайге от меты к мете» часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.

А затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.

В разных местах эти зарубки-меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В. П. Астафьев (сибиряк!) словом затеси, употребленным в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр. Одна из них — «Мелодия».

— Ребята, послушайте текст только на слух, включите свое воображение. Постарайтесь представить то, о чем говорится в этом произведении.

Чтение миниатюры «Мелодия» (на фоне музыки — «Осенняя песнь» из «Времен года» П. И. Чайковского).

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?

-Прочитайте миниатюру про себя.

— Выразительно прочитайте текст.

-Какие три структурные части есть в этой миниатюре?

— Заглавие — описание картины осени — отношение автора к этой картине.

— Как вы понимаете заглавие миниатюры? В каком значении оно употреблено?

Мелодия (от греч. мелос «напев, песня») — «определенная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство»; переносное — «определенная последовательность красок осени, образующая целостную картину этого времени года».

Слово мелодия в заглавии миниатюры употреблено в переносном значении.

Найдите грамматические основы предложений. Какие предложения использованы в описании картины осени? Какое значение они придают тексту?

— Предложения в ней односоставные, назывные, распространенные, и каждое из них усиливает впечатление остановившегося мгновения.

— Представьте себе эту картину. Создайте цветовой портрет миниатюры, используя краски.

-Какое настроение рождается цветовой гаммой произведения?

— Откуда автор мог наблюдать нарисованную им картину?

-Откуда-то сверху, с горы.

— Что он мог видеть только вблизи от себя?

— Шиповник, ягоды калины, опадь под деревьями — на далеком расстоянии этого не разглядеть.

-Итак, рассматриваем и комментируем элементы картины,

Пестрый лист. В каком значении используется здесь существительное лист.

— Употреблено в значении «листва» (собирательном).

— Какой цвет изображает слово пестрый?

— Значит, разнообразный, разноцветный. Все краски осенних листьев.

— Подберите синонимы к слову пестрый.

— Разноцветный, многоцветный, пестрый, цветной, радужный.

— Назовите запомнившиеся вам краски осени.

-Золотые березы и клены, багряные осины и рябины, коричневые дубы и тополя, зеленые сирень и брусника и т. д.

— Почему автор не говорит отдельно о листьях и плодах шиповника, а называет растение в целом — Красный шиповник.

— У этого кустарника осенью и плоды, и листья красные.

— Искры обклёванной калины в серых кустах. Какое троп здесь используется?

— «Искры обклёванной калины» — метафора, или скрытое сравнение: красные ягоды калины, выделяясь на сером фоне кустов, горят, как искры.

— С какой целью использует автор метафору?

— Метафора помогла автору избежать повторения слов: красный шиповник — красные ягоды калины.

— Желтая хвойная опадъ с лиственниц. Какое значение имеет слово опадъ! Как оно образовано?

— О значении его можно догадаться по корню -падь и приставке о- — «то, что опадает, опало». Вероятно, это слово или диалектное, или авторское.

— Почему автор добавляет к этому слову определение хвойная, ведь слово лиственница уже создает образ хвойного дерева?

— Писатель счел необходимым к этому необычному слову дать определение хвойная; лиственница не очень известна, растет не во всех регионах России, а название этого дерева, связанное с листом (от лиственный), может помешать точному восприятию смысла предложения и рисуемой картины.

-Черная, обнаженная в полях земля под горою. Что поясняет писатель слово обнаженная!

— Писатель как бы поясняет, почему осенью земля в полях черная, ее «обнажили», т. е. освободили от покрывавшего слоя (сняли урожай, убрали солому, ботву; вспахали).

— Какие звуки преобладают?

— В тексте преобладают два звука: [р] и [к]. Из-за этого при чтении данного фрагмента чувствуется какая-то раздробленность, расчлененность. Все предложения звучат коротко и резко.

— Соединим все «кадры» и еще раз представим себе нарисованную писателем картину осени. Как выражено отношение автора к красоте природы?

— Отношение автора к этой картине выражено и в сравнении ее с мелодией, и в сожалении, что «дивная пора» осени «короткая», проходит быстро.

— Как заканчивается миниатюра?

— Миниатюра заканчивается риторическим вопросом: Зачем так скоро?

-Какова тема, миниатюры?

— Тема — гармония красок осени. Основная мысль – для автора это — любимая пора.

— Как связаны все части миниатюры?

— Тема и основная мысль связывают все части миниатюры по смыслу.

— Как выражается структурная связь?

-Порядком частей (название картины — описание ее — авторское отношение к ней), и
синтаксическими средствами. Описательная часть – цепь синтаксически
однотипных предложений (односоставных, назывных), соединенных между собой
параллельной связью с единым временным планом описания (план настоящего
времени) В данном произведении нет ни одного сложного предложения, а глаголы,
впрочем, как и союзы, полностью отсутствуют.

— Как достигается образность и эмоциональность

— Образность, эмоциональность достигается использованием конкретной лексики (лист, земля, шиповник) и изобразительно-выразительных средств языка (эпитетов: пестрый лист, красный шиповник, обклеванная калина; метафора: искры калины; обнаженная земля — олицетворение).

— Какова особенность последнего предложения?

-Последнее предложение — безличное, т. е. по своим грамматическим признакам оно резко отличается от всех предыдущих, благодаря чему более четко выделяется конец текста.

— Нельзя не заметить, что в последнем предложении отсутствует подлежащее, которое по смыслу соотносится с заглавием миниатюры. Таким образом, конец миниатюры возвращает нас к заглавию ее, что и придает тексту композиционную завершенность.

— Каков стиль миниатюры?

— Стиль миниатюры — художественный: в ней нарисована картина ранней осени и выражено авторское отношение к предмету речи.

-Как видим, миниатюра обладает всеми признаками текста. Миниатюра «Мелодия» входит в книгу В. П. Астафьев «Затеей».

— О каких зарубках — «заметках памяти» — идёт речь в миниатюре «Мелодия»?

— Название книги, конечно, символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеей», по которым он должен двигаться в жизни, — честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям, чувство долга, справедливости, умение видеть и понимать красоту окружающего мира.

-Давайте постараемся вдуматься в текст. Что в нем есть «между строк»? Какой тайный смысл заключен в этой «заметке на память?

-Какие цветовые прилагательные использует В.П. Астафьев?

— Пестрый, красный, серый, желтый, черный.

— Автор расположил их в определенной последовательности. От ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Почему именно таким образом? Что происходит в природе? Чем заканчивается цикл?

— Происходит угасание красок, природа умирает.

— Как это связано с риторическим вопросом последнего предложения? Какое чувство передается последним предложением? Как это связано с жизнью человека?

— Жизнь человека тоже подходит к концу. В последнем предложении создается ощущение грусти.

Вывод: Какова же скрытая основная мысль текста?

— В.П. Астафьев в своем столь маленьком произведении (всего шесть предложений) использует большое количество цветовых прилагательных: пестрый, красный, серый, желтый, черный. Самое интересное, что автор расположил их в следующей последовательности: от ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Порядок расположения прилагательных можно объяснить последним предложением, которое представляет собой риторический вопрос. Дело в том, что основная мысль этого текста — это непостоянство нашей жизни и ее быстротечность. В.П. Астафьев задумывается над вопросом, почему же она так быстро заканчивается; а изменения в природе — это всего лишь прием автора, используемый для того, чтобы показать, как меняется наша жизнь, приближаясь к концу. В большинстве случаев она становится незаметной, скучной и безрадостной.

В человеческой жизни нет ничего вечного, и все когда-нибудь закончится рано или поздно. Оглядываясь на прошедшую жизнь, человек невольно задает вопрос: Зачем так скоро?

Своим произведением В.П. Астафьев воздействует на воображение и чувства читателя, затрагивая один из самых сложных и страшных вопросов — вопрос жизни и смерти.

-Исходя из этого вывода возникает вопрос: Какова, в таком случае, тема текста? Почему так озаглавлена миниатюра?

— Пора осени, пестрота красок нагнетают грусть, печаль, чудятся звуки унылой, скорбной мелодии. А далее появляется ощущение безысходности, скорее даже незащищенности перед мирозданием: черная обнаженная земля под горой. И это все? Тема — быстротечность жизни

Читайте так же:  Выращивание горького перца

Тема быстротечности жизни реализуется Астафьевым и через систему образов: лист, шиповник, кусты обклеванной калины, опадь хвои, землю. Картин много, но взгляд автора не задерживается ни на чем. В этих пестрых, мелькающих образах — картинках чувствуешь боль, горечь, беззащитность и сожаление о невозможности что-либо изменить. Такое болезненное восприятие действительности передает лексика: шиповник и хвоя — иглы — колючки — боль; в подтверждение и дополнение ассонанс «ё» — колкость, острота — болезненность; обклеванная калина — яркая красная, но горькая ягода — горечь.

О чём заставляет задуматься эта «затесь»?

-Жизнь быстротечна. Природа возродится в новом цикле, а человек нет. Жизнь одна и прожить ее нужно достойно.

1.Создайте свою «затесь»

2.Дайте свою оценку этому произведению, выбрав соответствующие слова:

изящный, красивый, грубый, сумрачный, печальный, шутливый, задушевный, унылый, грозный, зловещий, горестный, скорбный, живописный, нежный, светлый, яркий, трепетный, пронизанный любовью, берущий за душу, тревожащий.

  1. В.П.Астафьев «Затеси»
  2. Е.Н. Никитина «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» Журнал «Русский язык в школе» 2001г., №4
  3. Е.А.Рябова «Мастерская памяти В.П.Астафьева» http://festival.1september.ru/articles/213385/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Часть, не вошедшая в учебник.

Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев «Царь-рыба»), так и для обзорных, последних в .

Видеоурок русской литературы в 5 классе.

Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет.» Цели: 1. Познакомить учащихся с творчеством В. Астафьева.

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева.

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.Задачи:Образовател.

Урок русского языка по теме «Первое знакомство с причастием». 6-й класс

Цель, которая должна быть достигнута учащимися подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

  • создать положительный эмоциональный настрой;
  • помочь принять правильную рабочую позу.

Методы и приемы: словесный, создание проблемной ситуации.

Используемые технологии: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение.

— Здравствуйте ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш).

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок! Пропустите, пожалуйста, 1 строку после классной работы. Чуть позже мы запишем тему.

2. Постановка учебной задачи.

-За курс начальной школы вы уже познакомились с разными частями речи, т. е. мы можем уже классифицировать их по ряду признаков.

-Посмотрите на доску! Перед вами ряд слов, прочитайте их самостоятельно попробуйте разделитьих по знакомым вам группам.

-Какие группы слов вы выделили? По каким признакам вы разделили их на группы? Да, это самостоятельные части речи- существительное, прилагательное и глагол. Начиная со второй строки, после классной работы распределите эти слова по столбикам.

(На доске учитель обозначает столбики: сущ., прил., глаг., и столбик с ?, куда учащиеся должны выписать слова, вызвавшие у них затруднения)

Слова для упражнения: красивая, приехать, увиденный, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий.

— Проверим, что у вас получилось! 3 ученика зачитывают столбики.

2) А у кого не так? Итак, задание было одно?

А выполнили его все по-разному! Почему так получилось?

3)У кого-то из нас остались лишние слова? (Выпишем их в отдельный столбик).

-Как вы думаете, к какой части речи они относятся?

3. Формирование новых понятий. Постановка проблемы.

— На какой вопрос отвечают эти слова?

(Какой?) Правильно! Вопрос такой же как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? (Род, число, падеж)

— Обратите внимание, от каких слов образованы слова ЧИТАЮЩИЙ, ПРИЕХАВШИЙ, СТОЯЩИЙ?

— А с помощью чего? (С помощью суффиксов ЮЩ, ВШ, ЯЩ)

-Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам?

(Что делающий? Что делавший?)

-Признаки каких частей речи мы наблюдаему этих слов? (Прилагательного и глагола)

— Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Владимир Даль так говорил о ней: «Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного»

— Догадайтесь, о какой части речи говорил Даль?

4. Запись темы урока.

— Давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: «Причастие».

5. Формулировка целей.

-Попробуем сформулировать вместе цели урока. На уроке мы должны:

-УЗНАТЬ «Что? «- «Что такое причастие? «

-НАУЧИТЬСЯ «Чему? » «Находить причастие среди других частей речи»

— УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «Чем? Где? » «Причастием в речи»

(устной и письменной)

— Достичь поставленных целей вам помогут задания сегодняшнего урока.

6. Объявление способа оценки.

-Перед вами листы самоконтроля.

-Вы все сегодня будете много работать, отвечать и чтобы работа каждого из вас была справедливо вознаграждена, вы будете за каждое выполненное задание ставить себе оценки в лист самоконтроля, а в конце урока подсчитаем общий балл. За каждое задание вы сможете получить от 1-5 баллов.

Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

— учить выделять причастие среди других частей речи.

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Цель, которую хочет достичь учитель:

-организовать работу повыделениюобщихи существенных

признаковновой части речи

-развивать умение оценивать ответы одноклассников.

Методы организации работы: эвристическая беседа, работа в парах, работа с текстом, алгоритмическая разминка, упражнение на релаксацию.

Используемые технологии: педагогика сотрудничества.

1-х: Это ЧАСТЬ РЕЧИ

2-х: Ч. Р., которая ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?

3-х:Ч. Р., которая имеетПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА (время, вид, возвратность) И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (род, число, падеж).

4-х:образуется от глаголовс помощью суффиксов -УЩ-

2. Работа в паре над формулировкой правила. — Чтобы лучше запомнить и научиться находить причастия. Поработайте сейчас в паре и объясните друг другу, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ

-Кто готовнам рассказать правило? (2-3 человека)

НАЧНЕМ РАБОТУ С ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ.

Т. К. ВЫ РАБОТАЛИ В ПАРЕ ЗА ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРАВИЛО ПОСТАВЬТЕ ДРУГ ДРУГУ БАЛЛЫ. (ОТ 1-5). Выставьте их в таблицу.

— Переходим к решению второй задачи.

-Итак, мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, вы легко сможетенаходить причастия среди других частей речи в тексте.

3. Работа над текстом.

Задание к тексту.

Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид.

УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. — Закройте глаза и представьте!

«Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

— А теперь из зимнего леса мы возвращаемся в класс, откройте глаза. Перед вами текст. Начнем работу!

(Время работы ограниченно!)

ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф. НН, прош. вр., сов. в)

СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф. ВШ, прош. вр., несов. вид)

ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф. АЩ, наст. вр., несов. вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф. ЮЩ, наст. вр., несов. вид)

Учащиеся отвечают устно.

-Итак, суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В БАЛЛАХ. В зависимости от того сколько вы нашли причастий, поставьте баллы.

-Переходим к решению второй задачи нашего урока!

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний; умение делать обобщенные выводы, выделять главное.

Цель, которую хочет достичь учитель:

  • формирование уменияопределять причастие по его морфологическим признакам.
  • создать ситуацию успеха.
  • работа в коллективе

Методы и приемы:

  • проблемно-поисковый;
  • индивидуальная работа;
  • элемент соревнования.

Используемые технологии:

  • гуманно-личностная технология;
  • компетентностно-ориентированное обучение;
  • индивидуальный подход.

Формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи).

Играть будем по рядам. Ядам одну карточку каждому ряду, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача передавая карточку по ряду от 1 до последнего стола, образовать и написатьпричастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание, тот победит. Работаете в паре: один ученик читает задание, вместе думаете, другой записывает ответ. Последняя парта в ряду заканчивает эстафету и поднимает листок с готовым заданием.

Образец. Учит-учивший(выделить суффикс)

-Давайте послушаем, какие причастия вы образовали.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ТАБЛИЦЕ

ПО ОЧКАМ- первые 5, вторые — 4, третьи 3 балла

(баллы по рядам, кто быстрее 5, 4, 3)

— Вспомним задачинашего урока. Что мы сейчас научились делать?

(Распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно).

— Я рада, что у вас все получается!

5. Какова же роль причастий в тексте? Переходим к решению нашей третьей задачи.

— И тут перед нами встает новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи?

-Вы сможете сделать вывод о роли причастия в предложении, если сравните 2 текста.

Перед вами тексты:

Прочитаем их! Сравним чем они отличаются!

1) Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И. Соколову-Микитову)

— А теперь этот же текст, но без причастий, прочитаем :

2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель.

— Какой текст вам понравился больше и почему?

Сделаем вывод: для чего нужны причастия в речи?

(Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной)

Что делает текст таким выразительным?

(Использование прилагательных и причастий)

— Назовите причастия(ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее)

— Спишите в тетрадь первое предложение и попробуйте обозначить синтаксическую роль причастий.

1 ученик у доски. Списал, задал вопрос: В каком лесу? — неожившем- вопрос прилагательного, следовательно, причастие в тексте является определением. Подчеркнем волнистой линией!

-В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной вам пригодится!Выполнимзадание для развития вашей речи!

Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ:

ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает — читающий ученик.

1) Ребенок, который плачет -.

2) Книга, которая лежит на столе -.

3) Балерина, которая танцует -.

4) Зерно, которое выросло -.

5) Мальчик, который проспал -.

Проверим вашу работу и подведем итог!

Ответы нескольких учеников.

Сделав подобное упражнение что мы доказали еще раз?

(Причастия делают речь яркой и выразительной)

-Как и с помощью чего образованы причастия? (от основы инфинитива с помощью суффиксов)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТОТ ЭТАП В ТАБЛИЦЕ

Вспомните, какие цели мы ставили, перед собой вначале урока?

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Задача нашего сегодняшнего урока была.

Как по вашему мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?

— Довольны ли вы своей работой? Было трудно, интересно?

— Где вы можете применить своизнания опричастиях?

ИТОГИ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ:

-А теперь самое главное. Подсчитайте баллы, поднимите руку, кто набрал

От 18-20 б. — «5»- вы молодцы!

От 17-15б. — «4»- вы хорошо работали.

От 14-11б. — «3»- вам нужно.

Спасибо за урок!

— А что такое миниатюра?

(Это маленькое сочинение)

На листочках в помощь вам опорные слова.

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная.

Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий.

Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все.

Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие.

Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.

-Прослушаем миниатюру МЕЛОДИЯ (В. Астафьева)

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою.

Зачем так скоро?

(Беседа по вопросам при наличии времени)

— Как вы думаете, что имеет в виду автор, задавая такой вопрос?

— Почему миниатюра так называется?

-Какова в тексте синтаксическая роль причастия?

(Определение) Задайте вопрос причастию?

-Назовите словосочетания прич. +сущ.

(обклёванная калина, обнаженная земля) Найдите в тексте причастия и подчеркните волнистой чертой.

Мелодия Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная обнаженная в полях земля под. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.festival.mggu-sh.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Мелодия Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная обнаженная в полях земля под.» — Транскрипт:

1 Мелодия Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? В.П.Астафьев Мелодия Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? В.П.Астафьев

Читайте так же:  Бегония вечноцветущая f1

2 Цели урока: узнать, что такое эссе; узнать, что такое эссе; определить черты данного жанра; определить черты данного жанра; выяснить, для чего создаются эссе; выяснить, для чего создаются эссе; развить навыки устной и письменной связной речи. развить навыки устной и письменной связной речи.

3 Объем — какой? Объем — какой? Композиция – какая? Композиция – какая? Впечатления – какие? Впечатления – какие?

4 Эссе – прозаическое произведение небольшого объема, свободной композиции, представляющее впечатления и ассоциации, выражающее оригинальный взгляд на предмет. Эссе – прозаическое произведение небольшого объема, свободной композиции, представляющее впечатления и ассоциации, выражающее оригинальный взгляд на предмет.

5 О.Ванштейн. Для чего и для кого писать эссе. Главное заставить читателя думать разбудить в нем удивление самостоятельную мысль и потребность в самовыражении. Главное заставить читателя думать разбудить в нем удивление самостоятельную мысль и потребность в самовыражении.

6 Письмо Письмо Баллада Баллада Басня Басня Речь Речь Очерк Очерк Реферат Реферат Роман Роман Беседа Беседа Лекция Лекция

7 Письмо Письмо Баллада Баллада Басня Басня Речь Речь Очерк Очерк Реферат Реферат Роман Роман Беседа Беседа Лекция Лекция Письмо Письмо Речь Речь Очерк Очерк Беседа Беседа Лекция Лекция

8 Сэй Сенагон Записки у изголовья.

9 То, что человек обычно не замечает Дни зловещего предзнаменования. Как понемногу стареет мать.

10 То, что пролетает мимо Корабль на всех парусах. Годы человеческой жизни. Весна, лето, зима.

11 То, что нельзя сравнить Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода. Старость и юность. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода. Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный. Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщины с длинными и короткими волосами.

Тема урока: «Лабораторная работа. Речеведческий анализ текста».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Цели:

  1. Обучающие: формирование у учащихся навыков речеведческого анализа текста, закрепление основных понятий (тема, главная мысль, стиль, тип речи) и практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ в части С.
  2. Развивающие: развиать у учащихся критическое и образное мышление, коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Лабораторная работа. Речеведческий анализ текста».»

Тема урока: «Лабораторная работа. Речеведческий анализ текста».

Учитель русского языка и литературы: Батурина Любовь Петровна

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Обучающие: формирование у учащихся навыков речеведческого анализа текста, закрепление основных понятий (тема, главная мысль, стиль, тип речи) и практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА и ЕГЭ в части С.

Развивающие: развиать у учащихся критическое и образное мышление, коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Формы организации работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная; устная и письменная.

Вид деятельности: аналитическая, творческая, решение речевых и проблемных ситуаций, наблюдение, рефлексия.

Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим повторение изученного материала по русскому языку в 8 классе и подготовку к ЕГЭ, к ГИА на основе аналитической работы с текстом.

— Как вы думаете, с какой целью мы будем проводить речеведческий анализ текста или эпизода (- Чтобы успешно сдать ГИА и ЕГЭ в будущем, научиться правильно определять тему, стиль, тип речи, главную мысль текста – это всё необходимо для написания части С (сочинение-рассуждение)

— Правильно. Молодцы, ребята! Но сначала позвольте мне задать вам несколько вопросов. Итак, первый вопрос: Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Обращаться со словом нужно бережно и честно»…(ответы учащихся) (лексико-семантическая работа)

— Что такое общение, по-вашему? (взаимные отношения, умение говорить правильно, воздействовать на собеседника, умение выразить свои чувства. Общаться, конечно, можно и жестами, но «язык жестов» не стал международным. А вот – слово – основа человеческого общения). И если слова и словосочетания употреблены в речи неправильно, это провоцирует неточность понимания

неточность понимания собеседника, и ученые-лингвисты считают: «говорящий допустил коммуникативную неудачу в общении» — примеры (КН) (на экран)

Вопросы для коллективной беседы.

— Назовите основные признаки текста.

— Вспомните, какие стили речи вам известны?

— Назовите типы речи.

— Каковы особенности рассуждения?

II. Этап актуализации знаний, умений, навыков.

— Ребята, перед вами небольшой отрывок из произведения С.Т.Аксакова (на экране текст и задания). Сейчас мы будем работать в трёх группах:

I группа: Умаров Р., Спатару В., Кужахметова Г., Кайль С.

II группа: Байзульдинова Д., Жуков , Табункина Н., Риль В.

III группа: Ревенков Е., Тлёва А., Феоктистова Л., Кулакова Н.

И индивидуальные задания будут выполнять Зубриличев М., Стадникова Н., Сакаев Е. (3 ученика) (Работа с текстом по вопросам)

Выразительное чтение отрывка.

I группа – Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте текст. (смысловая цельность, все предложения объединены одной темой «Поздняя осень» определённая законченность).

II группа – Определите стиль. Докажите своё утверждение. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса данного стиля. (художественный стиль речи: образность, выразительность, эмоциональное воздействие, язык, эпитеты, назвать эпитеты).

III группа – определите тип речи. Докажите свою правоту. Каким настроением проникнут текст Аксакова? (тип речи – описание осенней природы (пейзаж), назывные предложения, много прилагательных)

Итак, перед нами литературное описание поздней осени – литературный пейзаж. А ещё вам известен какой пейзаж? – живописный (в картине, в рисунке). Назовите известных вам пейзажистов (И. И. Левитан, И. Н. Шишкин, Васнецов, Н. Рерих, И. К. Айвазовский, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов) (на экране иллюстрации известных картин (пейзажи) данных художников) Каким чувством проникнуты все картины? (любовью к русской природе).

— Небольшая физминутка (1-2 минуты)

— Выполняем грамматические задания (на экране)

I группа: укажите количество букв и звуков в словах:

Тонкие (10 б. 11зв.)

Бесшумно (8 б. 8зв.)

Глубокая (8 б. 9 зв.)

II группа: определите способы связи в словосочетаниях:

Затаилась среди стволов (упр.)

Старые деревья (согл.)

Роняют листья (упр.)

Покорно роняют (прим.)

III группа: определите способы словообразования следующих слов: желтоватые, увядшие, тонконогие, бесшумно.

— Ребята, охарактеризуйте по количеству грамматических основ предложения: (2), (3), (6).

— Как вы думаете, почему автор использовал в начале текста 3 односоставных назывных предложения? (чтобы чётко создать образ поздней осени, вызвать у читателя чувство быстротечности времени).

— Творческое задание: составьте с опорой на текст по 1 вопросу на тему «художественный стиль речи».

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Урок заканчивается. Я думаю, ребята, что аналитическая работа с текстом сегодня на уроке поможет вам свободно высказывать своё собственное мнение, анализировать тексты разных стилей.

— Какой момент урока вам был интересен? Почему?

Хочу вам в конце урока задать ещё один вопрос: Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя «Слово есть высший подарок Бога человеку» (И почему высший?) – записать в тетрадь.

Выставление оценок. Комментарий.

IV. Домашнее задание: комплексный анализ миниатюры В.Астафьева «Мелодия».

(1) Осень, глубокая осень! (2) Серое небо. (3) Тяжёлые, влажные облака. (5) Голыми и прозрачными становятся сады, рощи, леса. (4) Успокоившиеся старые деревья бесшумно и покорно роняют листья, и вся земля вокруг покрылась разноцветным ковром. (6) Среди обнажённых стволов затаилась гулкая тишина.

(7) И только тонконогие берёзки сохраняют ещё свои увядшие, желтоватые листья.

Пестрый лист красный шиповник сочинение

Помогите написать мини-сочинение(тема внутри!) Во дается текст:
Мелодия
Пестрый лист.Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах.Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горой.Зачем так скоро?

надо по этому тексту написать мини сочинения, свои размышления, звуки, цвета и т.д.
Помогите пожалуйста, хотя бы что то подскажите! 9 лет

Пособие может быть использовано на уроках русского языка наряду с основным учебником, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. Содержание

Главная > Урок

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко

Готовимся к ЕГЭ.

Издательство: Просвещение, 2009 г., 192 стр.

Пособие представляет собой третью часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов; ориентировано на систематизированную подготовку к ЕГЭ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности. В книге последовательно изложена система подготовки к сочинению-рассуждению, даны комментарии и образцы работ.

Пособие может быть использовано на уроках русского языка наряду с основным учебником, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Текст и его основные признаки

§ 2. Тестовые задания

§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте

§ 4. Тестовые задания

§ 5. Типы и стили речи

§ 6. Тестовые задания

§ 7. Средства выразительности в тексте

§ 8. Тестовые задания

Раздел 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)

§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

§ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста

§ 3. Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ

§ 4. Поэтапная работа над сочинением

Книга представляет собой третью часть комплексного курса русского языка как систематизированной подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) для школьников старших классов и абитуриентов.
В данную часть пособия включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Речь. Текст», «Выразительность русской речи», «Развитие речи. Сочинение».
Основными задачами пособия являются:
— повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
— закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
— выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
— подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.
Содержание и построение пособия ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
Первый раздел содержит теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности, а также материалы и упражнения, связанные с многоаспектным анализом текста. Второй раздел практический. Он содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения и тренировочные упражнения к разным этапам создания собственного высказывания на основе прочитанного текста.
В каждом из разделов представлена краткая теоретическая информация, практические упражнения, а также тестовые задания для итогового контроля по русскому языку.
Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
— объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
— направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
— ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
— четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
Настоящая книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10—11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по комплексному анализу текста и развитию речи учащихся.
В книге использованы материалы из различных пособий по русскому языку, филологическому анализу текста и культуре русской речи.

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Текст и его основные признаки

Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение, соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность (наличие единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте; наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).

Внимание!
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».

2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связность между частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление), совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев, глав и даже нескольких книг.

Читайте так же:  Содержание цветов гиппеаструм

Упр. 1 Докажите, что приведенные группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведенных текстов. Озаглавьте их.

1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели.
Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)
2) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский)
3) С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решен.
Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всем этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.
Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость — это поток живой любви к людям.
Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин)
4) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)
5) Человек стал человеком не только потому, что создал первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел, и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет человеческая красота. (В. А. Сухомлинский)

Упр. 2 Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.

В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)

Упр. 3 В следующем тексте из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.

Эта сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.
В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, — эпоху информационной революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации приобретали новые формы. . С появлением сети Интернет осуществилась давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.
Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости даже из самого дальнего уголка нашей планеты.
Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом. Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета приблизится к 100 миллионам.
Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в десятки тысяч раз.

§ 2. Тестовые задания

(1) Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.
(2) Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. (3) И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. (4) В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. (5) И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. (6) Не близка ли смерть книги?
(7) Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. (8) Книгу трудно заменить.
(9) У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. (10) Почему диалог? (11) Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. (12) Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. (13) Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. (14) Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. (15) И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.
(16) Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (В. Я. Лакшин)

1. В каком предложении текста выражена его основная мысль?

A) в предложении 9
Б) в предложении 14
В) в предложении 11
Г) в предложении 16

2. Какое утверждение НЕ находит отражения в тексте?

A) Сейчас люди мало читают, книги «не в чести».
Б) Настоящая книга требует настоящего, вдумчивого читателя.
B) Необходимо прививать любовь к чтению с детских лет.
Г) С книгой беседуешь, вступая с автором в немой диалог.

3. Что означает используемое автором выражение «книга не в фаворе, книга не в чести»?

A) В век компьютерных технологий книга является ненужной вещью.
Б) В последнее время книги почти не продаются.
B) Спрос на книги в ближайшее время полностью исчезнет.
Г) В век ракет и лазера книга не пользуется популярностью и достаточным уважением.

4. Какой абзац текста является наиболее важным для понимания авторской позиции?

А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5

5. Какое из высказываний можно было бы выбрать в качестве эпиграфа к этому тексту?

А) Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. (Авраам Линкольн)
Б) Единственным недостатком хороших книг является то, что они порождают много плохих. (Георг Лихтеберг)
В) В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (Мария Эбнер-Эшенбах)
Г) Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы. (Уистен Хью Оден)

6. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль этого текста?

A) Будущее за компьютерами.
Б) Вечные ценности.
B) Книга — наш друг и помощник.
Г) Чтение книги — труд, который в радость.

(1) Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела — это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4) Ибо никто не сделает за тебя того, что должен сделать ты сам.
(5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте все, что в ваших силах. (7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.
(8) Работа имеет высший смысл — это путь по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни. (9) Это и путь самосовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. (По Ю. В. Бондареву)

1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 8

2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

A) Труд есть основа осмысленной жизни человека.
Б) Труд есть основа величия человека.
B) Труд есть основа богатства человека.
Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни.

3. Как вы понимаете фразу из текста «гость за чужим столом»?

A) Человек, который не имеет собственного дома.
Б) Человек, любящий ходить в гости.
В) Человек, живущий за счет других.
Г) Человек, не умеющий трудиться.

4. Какая из пословиц и поговорок наиболее близка теме текста?

A) Делу время, потехе час.
Б) Даровой рубль дешев, наживной — дорог.
В) Легче руками работать, чем головой.
Г) Труд человека кормит, а лень портит.

5. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?

A) Не работа сушит, а забота.
Б) Без дела жить — только небо коптить.
В) Всех работ не переработаешь.
Г) Трутни горазды на плутни.

§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте

Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
К лексическим средствам связи относятся:

Слова одной тематической группы

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.

Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.