Урок по рассказу крыжовник
Урок по литературе по теме: «Интерпретация рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»
Главная > Урок
Открытый урок по литературе
«Интерпретация рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».
Учитель: Васильева Ирина Александровна
Дата проведения: 1.11.2013
Сегодня состоялся второй урок по рассказам «футлярной трилогии» А.П.Чехова. На 1 уроке мы в группах анализировали рассказ «Человек в футляре», отвечая на проблемный вопрос: «Что такое футляр в авторском понимании?» Сегодня урок был посвящен рассказу «Крыжовник» и теме «что такое счастье?» Далее предполагается провести урок-обобщение, на котором состоится обсуждение домашних работ по «Крыжовнику», повторное обращение к читательским вопросам, обмен мнениями по рассказу Чехова «О любви», завершающим «футлярную трилогию».
Тип представленного урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности.
При планировании данного урока было важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся сумели за возможно короткое время и при большом объеме материала не просто усвоить новые знания, но и выполнить основополагающую цель серии уроков по творчеству А.П.Чехова. Такой целью является формирование собственной позиции по нравственно-эстетической проблеме – «Как я понимаю, что такое счастье?» Именно это и определило формат урока – учебный проект. Учебный проект позволил совместить два важных аспекта учебной деятельности на уроке: 1) получение предметных знаний и 2) производство продукта, позволяющего систематизировать полученные знания и перейти на новый уровень обучения – применение знаний на практике.
Презентация, составленная во время урока на основании ответов учащихся, поможет им выполнить творческое задание на осмысление авторской позиции в произведении.
В данной проектной деятельности были учтены следующие предметные и метапредметные цели и задачи:
предметные: умение задавать вопросы к тексту, выявляющие авторскую позицию; умение отличать мнение героя от авторской позиции; умение моделировать авторскую картину мира с помощью композиционного анализа, анализа системы персонажей и выявления художественных деталей.
Познавательные: структурирование знаний, полученных самостоятельно при первичном прочтении рассказа; формулировка проблемы; смысловое чтение (работа с текстом); моделирование (воспроизведение авторской картины мира).
Регулятивные: формулирование целей и задач проектной деятельности;
планирование деятельности; прогнозирование результатов; выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью; выявление новых знания (литературные факты), анализ выполненной работы, выводы на основании полученных знаний. самооценивание работы группы.
Коммуникативные: планирование своей работы в группах; поиск ответов в сотрудничестве с группой; учет чужого мнения; Коррекция своего ответа с учетом мнения другой группы.
Личностные: умение формулировать собственную позицию по проблематике произведения; соотнесение авторской позиции со своей собственной позицией; нравственно-эстетическая оценка произведения с учетом авторской концепции; формулирование личных ценностных ориентаций, самоопределение.
Этот тип урока дает возможность формировать все основные универсальные учебные действия в комплексе, сочетать личные и социальные мотивы в изучении материала по предмету. Помогает добиться результатов освоения предмета, и вместе с тем учащиеся создают продукт, который имеет значимость не только для себя, но и для других. Эта форма урока помогает так организовать поиск знаний, чтобы учащиеся сами добывали знания по предмету.
Учебный проект на уроке – это не новый вид деятельности для учащихся данного класса. Но в перспективе предполагается оснастить кабинет дополнительными техническими возможностями для того, чтобы все группы могли работать на компьютерах, подключенных к единой веб-сети. Это позволит увеличить продуктивность работы каждой группы, ускорит процесс создания единой презентации, а также позволит каждой группе создавать свой уникальный продукт – свою интерпретацию произведения.
Новые стандарты ФГОС предполагают отход от традиционной урочной классной деятельности, а проектная деятельность – один из тех путей, которые позволяют комплексно решить задачи формирования УУД. Это тот вид деятельности, который является необходимым для работы с подростками, исходя из их круга интересов и уровня знаний в области ИКТ. Все полученные на уроке знания учащиеся сумеют преобразовать в собственный потенциал и сохранить как универсальные действия в получении научных знаний и их использовании.
Конспект урока «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы
Разделы: Литература
Не секрет, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как “сознание народа, плод и цвет его духовной жизни”. Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков “личностных смыслов”, содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей. Рисование, работа с красками применяются в арт-терапии и позволяют преодолеть контроль сознания, отказаться от стереотипов, переосмыслить ситуацию, осознать по-новому себя и свою жизнь.
Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют:
- более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, “присоединить” учащихся к эмоциональному фону урока;
- разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности;
- создавать на уроке не только звуковые, но и зрительные образы, видимые, в прямом смысле, итоги урока, включать учащегося в творческую деятельность по их созданию. Это не иллюстрации художественного произведения в традиционном смысле, а иллюстрации внутреннего состояния, ощущений читающего в виде цветовых полос, пятен, конкретных образов, сюжетных рисунков, которые позволяют не только диагностировать эффективность урока для каждого учащегося, но и выйти на личностный уровень осознания и самопознания;
- учитывать такие особенности мышления большей части учащихся НПО как его предметно-деятельностный характер, направленность на практический результат; приоритет действия над размышлением, трудность восприятия абстрактных умозаключений;
- способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы подростков;
- актуализировать процессы самопознания и самосознания учащихся, когда литература становится сознанием, а не нагромождением фактов, образов, художественных средств.
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления “Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч” строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
Цели:
1. Изучение рассказа А.П.Чехова “Ионыч”, духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.
Тип урока: урок-размышление.
Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием.
Межпредметные связи: эстетика, тема: “Живопись”; дизайн, тема: “Цветовая теория”.
1. Портрет А.П.Чехова.
2. Эпиграф урока:
Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.
А.П.Чехов
Рассказ “Крыжовник”
3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.
4. Репродукция картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.
5. Акварельные краски, чистые листы.
I. Вступительное слово учителя (введение в тему).
Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П.Чехова, писателя, которому принадлежит фраза “Краткость – сестра таланта”. Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал “повествование с опущенными звеньями”, путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести “Мужики” он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.
“Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам”, – писал Чехов.
Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.
В словаре С.И.Ожегова слово “эволюция” определяется как развитие, процесс постепенного, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.
Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.
Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П.Чехова И.И.Левитан, напутствуя юных художников, говорил: “Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины”. (Обращение к репродукции картины “Осенний день. Сокольники”, ее настроение, атмосфера).
Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П.Чистяков словно вторит Левитану: “Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…”.
Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.
Итак, А.П.Чехов, рассказ “Ионыч”, 1898 год, город С…
II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.
После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4-5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).
Урок литературы в 10-м классе по рассказам «Маленькой трилогии» А.П. Чехова на тему «Что же мешает человеку быть человеком?»
Разделы: Литература
Цель: подвести учащихся к осознанию важности подтекста в рассказах А.П. Чехова.
- развитие способностей внимательного прочтения анализа текста;
- осознание глубины художественного мира чеховских произведений.
«Да, мыслящие, порядочные читают Щедрина, и Тургенева, и всяких там Боклей. а вот подчинились же, терпели… То-то вот оно и есть».
А.П. Чехов. «Маленькая трилогия»
«Что же мешает человеку быть человеком?»
«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»
«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».
I. Слово учителя
Эпоха «безвременья»… Так называют в истории России периоды подавления общественной мысли.
«Безвременье» 30-х годов XIX века обрекли интеллигенцию на однообразную, бесполезную жизнь».
«…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». «Безвременье» 80-х всеми средствами нашептывало слабому человеку: «Высокие идеи? Чепуха! Живи, как все: сыто, покойно, сегодняшним днем».
Перед таким натиском многие, казалось бы порядочные люди, сдавались, теряли себя как личность, становились обывателями. I
«Да, мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей…, а вот подчинились же, терпели… То-то вот оно и есть», – говорит один из героев Чехова.
Автор вовлекает нас в процесс исследования жизни и наводит на мысль: «Что же мешает человеку быть человеком?»
К этому вопросу обратимся сегодня и мы, опираясь на «Маленькую трилогию» А.П. Чехова.
Еще в начале 80-х годов, задумав роман, Чехов предполагал писать его в форме отдельных законченных рассказов, дать каждому рассказу свое заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».
Возможно, такие рассказы, как «Огни», «Ариадна», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществленного романа. Малая форма, обретая этическую объемность, философичность, успешно «соперничала» с романом.
-Что объединяет рассказы? (Композиция «рассказ в рассказе» – автор в начале и в финале. 3 рассказа, 3 рассказчика, показанные как рассказчик; слушатель; участник, действующее лицо. Тема, идея «футлярности» людей).
Да, все рассказы составляют идейное единство, дают обобщающее представление о жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое – со смешным.
II. Анализ рассказа «Человек в футляре»
Горький заметил как-то: «Зачины и заголовки у Чехова дают тон всему повествованию».
— Какое значение для понимания сути имеет данное название?
— В чем суть футлярности?
— Как это понятие раскрывается через Беликова?
(Одежда, речь, греческий язык, спальня – ящик, мысли, гроб).
— Комичен или страшен Беликов?
— Чехов во многих произведениях развивает тему страха.
В каких произведениях и как он это делал? Страх чего? До чего может довести? То есть обычно Чехов раскрывает диалектику страха.
— Как это ему удается?
(Боится сам – «как бы чего не вышло» – боятся все).
— Но ведь обычно подчиняются сильному? А Беликов? Слаб.
(За ним государственный аппарат).
Но истории дают представления и о рассказчиках.
— Что можно сказать о Буркине?
(В нем чувствуется дар художника – наблюдательность, юмор. Живо и реально воспроизводит сцены, портреты, интонации, чужие слова, голоса. При этом его личное отношение всегда чувствуется в интонации и:
— в оценочных словах: «Беликов поплелся к Коваленкам», «заработала машина», «запрещено и баста»);
— в нестандартных сравнениях;
— в передаче цвета;
— метафорах («человек в футляре», «Новая Афродита выродилась из пены…» ).
Речь Буркина ориентирована на слушателя, он «подогревает» интерес. («Теперь слушайте, что дальше», «понимаете ли», «Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?»)
Речь эмоциональна, многоинтонационна. Буркин способен сравнивать конкретные явления, увидеть сходство далеких фактов, их типичность.
(Рассказ о Мавре – Беликов).
Но он не способен на глубокое обобщение. Это выводы лишь на «ближайшем материале».
(«Я заметил, что хохлушки только плачут или смеются».
«Для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти»).
— Способен Буркин на борьбу со злом? Способен добиваться истины?
(Нет, только констатировать факт).
— Из чего это видно?
(Вялость характера: сознавая глупость, скуку, он мирится с «удушающей атмосферой», ходит к Беликову в гости, называет его «мой товарищ», ходит с ним в гимназию, слушает «исповеди», то смеется над ним, то жалеет его. Не противодействует, как Коваленко («фискал»), а мирится).
Наблюдательный, он берет на себя роль созерцателя, отказывается объяснять общественные вопросы («Я не естественник») и, когда это делает Иван Иванович («Нет, больше так жить невозможно»), обрывает его («Ну уж это вы из другой оперы, Иван Иванович»).
Буркина поддерживает Алехин, говоря, что каждый случай надо индивидуализировать. «Совершенно верно», – соглашается Буркин.
— Как характеризует Буркина портрет?
— Почему он дан после рассказа?
(Не соответствует нашему ощущению. Буркин в темноте).
(Спрятаться в бурке, плаще, укрыться).
III. Анализ рассказа «Крыжовник»
— Откуда такое название? Можно было более остро?
(Он очерчивает круг, которым ограничен главный герой – статика, неподвижность).
— Иван Иванович Чимша-Гималайский. Только его автор назовет по имени, а Буркин и Алехин – по фамилии. Да и все в городе. Почему?
(Он ветеринарный врач, но в нем чувствуется нереализованный общественный деятель).
— Из чего это видно?
(Он убеждает слушателей, что удовлетворение эгоистического желания – мало для человека, что «тишина» опасна. Иван Иванович рассчитывает на пробуждение общественного сознания у слушателей.
Он понимает, что случай с братом важен и для него самого – и он был счастлив.
Иван Иванович делает отступления, дополняет речь примерами, вызывает беспокойство, жажду свободы).
— Можно ли сказать, что и Николай Иванович – человек в футляре?
— К кому обращается Иван Иванович?
(Тут – к Алехину: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя»).
— Но остается ощущение, что с Буркиным он и раньше спорил, и сейчас продолжает спор. – Подтвердите текстом.
— Но есть ряд деталей, показывающих, что речь его обращена не к тем слушателям. Подтвердите.
1). Рассказ окружен описанием широких просторов – и скучной действительностью.
2). Рассказ заявлен давно – в 1-м рассказе, но дважды откладывался – прием задержания.
3). Слушают его, сидя в шелковых халатах, удобных тапках, в креслах, в тепле. И в этом контраст: мечта о свободе – и тяга к комфорту.
— Есть, правда, одна деталь: трубка Ивана Ивановича все мешала заснуть Буркину своим тяжелым запахом. Как вы это понимаете?
— Какого цвета больше в «Крыжовнике»? Почему?
— Иван Иванович, повернувшись на бок: «Если бы я был молод…»
Так влияет футлярная жизнь на сознание людей. И на самую интимную область – любовь.
IV. Анализ рассказа «О любви»
— Чем вызвана его исповедь?
(Расположением к людям).
(Подчеркивается несовпадение внешнего вида и духовного мира героя: «Мужчина лет сорока, полный, с длинными волосами, похожий более на профессора или художника, чем на помещика»).
О его склонности к кабинетным занятиям скажет Алехин, об этом думают Иван Иванович и Буркин.
— В чем суть рассказа?
— Странно видеть в ряду названий «Человек в футляре», «Крыжовник» – «О любви». Что же объединяет этот рассказ с другими?
(Несостоявшаяся жизнь. Дисгармония жизни. Алехин, «упустивший свое призвание и свое счастье», дисгармоничная жизнь Лугановичей, красивой Пелагеи, влюбившейся в человека, «совсем не подходившего ей по душевным качествам».)
Можно по-разному воспринимать мысли Чехова о том, что в любви человек должен бороться за свое счастье. Но и здесь он – считает Иван Алексеевич Бунин – исходит из собственной потери.
История любви Чехова и Лидии Авиловой (индивидуальное задание).
«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины», – заметил М. Горький.
Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом – напоминание о несостоявшемся назначении человека, о его ресурсах, о красоте, величии природы, которой к лицу были бы не Беликовы, а люди с размахом. Ведь 80-е годы дали миру Плеханова, Менделеева, художников Сурикова и Репина, композиторов Чайковского и Римского-Корсакова.
В эти же годы «безвременья» выступил Антон Павлович Чехов, чтобы средствами художественных слов показать людям, что в любых условиях человек должен оставаться человеком. Величие человеческой души или ее уничижение не зависят ни от каких обстоятельств. Каким быть – достойным или презренным, свободным или зависимым, гражданином или обывателем – человек определяет сам.
А. П. Чехова «Крыжовник». Цели урок
«Крыжовник или земной шар» (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»).
Цели урока: 1. Раскрыть идейное содержание рассказа А.П.Чехова «Крыжовник».
2. Вырабатывать навыки анализа литературного произведения (навыки выделения необходимых цитат, доказывающих те или иные мысли, нахождения ярких языковых средств, используемых писателем для выражения своей позиции).
3. Вырабатывать навыки рассуждения, учить учащихся доказывать свои мысли, выступать.
4. Заставить учащихся задуматься над вопросом: чему посвятить свою жизнь; вызвать чувство неприятия такой жизни, как у героя рассказа А.П.Чехова.
В конце 19века во взглядах и настроениях Чехова появились новые черты. К.С.Станиславский говорил о Чехове той поры: «По мере того, как сгущалась атмосфера и дело приближалось к революции, он становится всё более решительным». В это время Чехов стал настойчиво говорить в своих произведениях, что «больше так жить невозможно», что время больших перемен уже близко, что будущее стучится в дверь. Всё больше герои А.П.Чехова задумываются над вопросом: как жить, в чём смысл жизни. Эта же проблема затрагивается в рассказе «Крыжовник» (из трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О.любви», написанной в 1898году).
II. Беседа с учениками.
— В чём особенность произведения?
— Это рассказ в рассказе.
— Рассказ Ивана Иваныча о своём брате Николае Иваныче становится центральным местом в произведении.
Итак, составим кластер и пройдём по жизненному пути Николая Иваныча.
Требование к ответу: предложить слово-характеристику и сделать сообщение, связанное с текстом. Слова, конечно, должны звучать в определённом порядке (жизненный путь Николая Иваныча)
«Добрый, кроткий человек.
С девятнадцати лет сидел в казённой палате.
Тосковал. Писал бумаги и думал об одном и том же: как бы в деревню…»
«Тоска у него мало-помалу вылилась в определённое желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера.»
Мечта: «есть свои собственные щи, есть на зелёной травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес…»
« Сидишь на балконе, пьёшь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и …и крыжовник растёт»
«Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, а всё копил и клал в банк. Страшно жадничал.»
Не умеющий жалеть и любить.
«Женился на старой некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что водились у неё деньжонки. Она у него и хлеба чёрного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни, да года через три отдала богу душу».
Постаревший, располневший, обрюзгший.
Вот, что увидел Иван Иваныч: «Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд – того и гляди, хрюкнет в одеяло».
«Н.И. засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, — потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
И он с жадностью ел и всё повторял:
-Ах. Как вкусно! Ты попробуй!
Было жёстко и кисло… Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел. »
— Итак, перед нами жизненный путь Николая Иваныча.
Человек, который всю жизнь шёл к поставленной цели и достиг её.
Но почему нет восхищения читателей, наоборот, вместе с писателем и рассказчиком нам грустно и тяжело? («Особенно тяжело было ночью. Николай Иваныч не спал, вставал, подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке».)
— Грустно и тяжело, потому что вся жизнь была отдана мелким житейским заботам.
Писателю больно: «Как много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!»
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
— Читатель должен задуматься: а как живу я? На что тратятся мои прекрасные годы? Вижу ли я тех, кто рядом со мной, слышу ли их плач и боль. Не течёт ли моя жизнь только лишь для меня. Главное, о чём хочет напомнить писатель своему читателю:
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом.
— Конечно, главный герой рассказа — Николай Иваныч. Но есть в произведении и другие герои. Какими они предстают перед нами?
Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна.
Алёхин. « На нём была белая, давно не мытая рубаха, на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли» (но, заметьте, это не вызывает чувство отвращения и брезгливости – наоборот, он красив в своей работе)
«Горничная, молодая женщина, такая красивая…» (совсем не похожа на кухарку Николая Иваныча)
« Алёхин сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой.
-Давно я уже не мылся…- повторил Алёхин конфузливо и ещё раз намылился, и вода около него стала тёмно-синей, как чернила».
«Иван Иваныч бросился в воду с шумом и поплыл под дождём, широко взмахивая руками, и от него шли волны…. «Ах, боже мой… — повторял он, наслаждаясь. – Ах боже мой…»
Всех этих героев рассказа объединяет одно: они видят и любят прекрасное, они любят жизнь, энергичны, жизнерадостны, они не замкнулись в своём мирке – эти люди противопоставлены Николаю Иванычу. (приём антитезы) Именно они дают уверенность в том, что не задушат нашу жизнь Николаи Иванычи.
III. Выступление учащихся с проектом «Крыжовник или земной шар»
-Итак, что же должен выбрать, по мнению писателя, человек: крыжовник (мелкие житейские проблемы) или жизнь, активную, энергичную, наполненную заботами и тревогами о родных, близких, товарищах…
«Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. Уходить от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе – это не жизнь. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
— Завершая нашу беседу, хочется дать вам напутствие:
Иди, мой друг, дорогою добра.
План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
А.П.Чехов. Трилогия о «футлярной жизни»
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в 10 классе по учебнику Ю.В.Лебедева.
Предварительный просмотр:
А.П.Чехов. Трилогия о «футлярной жизни»
Цель: раскрыть идейное содержание рассказов «маленькой трилогии» Чехова, особенности творческой манеры писателя.
Три рассказа Чехова – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — образуют «маленькую трилогию», опубликованную в 1898 году в журнале «Русская мысль». По каким признакам литературоведы объединяют эти произведения? (Рассказы объединены общей темой ( «футлярной»), одинаковой композицией («рассказ в рассказе»), в них представлены одни и те же герои. Действие первого рассказа (обрамление) происходит в сарае старосты Прокофия, где пережидают дождь охотники Иван Иваныч и Буркин; действие двух других – по соседству, в имении Алехина, Софьине .)
Рассказ «Человек в футляре»
Итак, главная тема трилогии. Как она воплощается в содержании рассказа «Человек в футляре»? Что такое «футляр»? (В этом рассказе слово употребляется в прямом значении – вещи Беликова имеют каждая свой футляр. Но этим писатель, естественно, не ограничивается: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге». Появляясь уже в названии рассказа, «футлярная тема» получает такое развитие: вещи, циркуляры, страх перед начальством, « как бы чего не вышло », крах жизни и, наконец, идеальный футляр, который оберегает герой – гроб.)
Если у Беликова литературные предшественники? Или он исключительно чеховское создание? (Вспоминается сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», главный герой которой «жил – дрожал и умирал — дрожал» . Пискарь и Беликов имеют схожие черты, но вместе с тем и отличия. Щедринский герой, схоронясь в норке, заботился исключительно о своей утробе, но не посягал на свободу и жизни остальных – лишь бы его не трогали. Беликов же «наступает » на жизнь: на мальчиков-гимназистов, на коллег, на всю гимназию, на весь город, который он «держал в страхе целых пятнадцать лет»!
Заметили ли вы какие-нибудь парадоксы личности Беликова? (Он одновременно и жалок (смешной маленький, скрюченный, похожий на хорька), и страшен. Ведь не только коллеги, гимназия, но и весь город живет по его принципу: «Как бы чего не вышло»!)
Но вот среди гимназических преподавателей появляется новичок – Михаил Саввич Коваленко (не случайно он, наверно, обучает мальчиков истории и географии – ведь в его «ведомстве» и время, и пространство, огромный мир, в отличие от того, что преподает Беликов, — древний мертвый язык). Привыкший мыслить независимо и объективно, Коваленко весьма своеобразно воспринимает происходящее вокруг него: «Не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу… Атмосфера у вас удушающая, поганая… У вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке».
Этой же «кислятиной воняют» и все речи Беликова. Перечитаем разговор героев. Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает? Что советует? (Беликов порицает Коваленко за то, что тот ходит в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, «теперь вот еще и велосипед». Парадокс этих нравоучений состоит в том, что речь свою Беликов начинает с фразы: «Вы – человек молодой, у вас впереди будущее » — и вдруг неожиданно заключает: «Надо вести себя осторожно, очень осторожно!» Сравним: в рассказе «Крыжовник» Иван Иваныч, обращаясь к Алехину, призывает : «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!» По мнению Беликова, как видим, молодость должна проявляться не в порывах, дерзаниях, а в осторожности).
Вообще, разговор, который ведут герои, носит трагикомический характер. Оба они говорят искренне, но словно на разных языках, потому что логика Беликова сталкивается с логикой нормального человека.
Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донети начальству на молодого коллегу . (Михаил Саввич – человек, не привыкший прятаться от жизни в скорлупу, он прибыл в этот городок из Малороссии, страны бескрайнего простора, и душа у него вольная, широкая, как песни, которые поет его сестра Варенька. Для него Беликов только «глитай абож паук» , а не ходячий циркуляр, которого следует опасаться. Тиран, как известно, велик в глазах раба, а в глазах человека свободного он ничтожество: «Я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать. Я не люблю фискалов.»)
Далее для Беликова, не ожидавшего от Коваленко таких «грубостей», такого решительного опора, все складывается весьма трагично. Происходит «колоссальный скандал»! Возмущенный угрозой доноса, Михаил Саввич спускает с лестницы учителя греческого языка. И это на глазах у Вареньви и еще двух дам! «Лучше бы, кажется, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем: ведь теперь узнает весь город, дойдет до директора, попечителя, — ах, как бы чего не вышло! – нарисуют новую карикатуру, и кончится все это тем, что прикажут подать в отставку…» Но это еще было не самое ужасное: далее хохотушка Варенька рассмеялась своим голосистым смехом – и «этим раскатистым,
заливчатым «ха-ха-ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова».
Все. Он уничтожен. Несчастный заболел и через месяц умер. Но — очередной парадокс личности: обрел – таки счастье – в смерти! «…точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он никогда уже не выйдет. Да он достиг своего идеала!»
От чего же умер Беликов? (От испуга. От страха. От страха жизни, которая так грубо, бесцеремонно разорвала замкнутое, изолированное, безопасное пространство, где он благополучно пребывал, создала такую ситуацию, из которой не было для него абсолютно никакого выхода. И во еще один парадокс – Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха!)
Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Там, где властвует страх , там владычествует ничтожество! И страх этот очень трудно, почти невозможно изжить — это страх перед начальством, страх погубить карьеру, потерять хотя и скромное, но стабильное жалованье. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло!» )
Сделаем вывод: в первом рассказе трилогии футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих.
Второй рассказ трилогии – «Крыжовник» — повествует о другом человеке. Если Беликов показан в трилогии как человек уже сфомировавшийся, то характер Николая Иваныча дается в развитии. История Николая Иваныча Чимши-Гималайского – это история оскудения души, духовная деградация. Проследим ее основные этапы.
По словам Ивана Иваныча , изначально его брат «был добрый, кроткий человек». Он испытывал отвращение к бесцветной, скучной чиновничьей жизни, тяготился своей службой в казенной палате. Николай Иваныч, вспоминая своевольное деревенское детство («стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу»), мечтал о просторе, о свободе. Но постепенно эта романтическая тяга принимала все более реальные, но ограниченные очертания. Поэзия сменилась жестокой прозой; Николай Иваныч уже мечтал о том, «как будет есть собственные щи», приобретет свою усадьбу, непременно с крыжовником. Таким образом, мечты о счастье, о свободе превратились в обыкновенные устремления стать собственником. Вдохновенно, с увлечением рисует Николай Иваныч планы будущего поместья. И это уже – план жизни, схема существования.
Как на ваш взгляд, это достойно существования человека? ( Ответ на этот вопрос содержится в тексте произведения: «Человеку, — говорит Иван Иваныч, — нужно не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Николай Иваныч, как и Беликов, достиг своего идеала. Все его мечты реализовались: он ест собственные щи, он помещик, у него собственный крыжовник. Он счастливый человек.)
Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?
- Мы помним, с помощью каких средств достиг счастья Николай Иваныч: недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, как нищий, уморил жену, которая принесла ему капитал, но не выдержала жизни, полной лишений и ограничений. Причем герой даже не понял, что он главный виновник ее смерти.
- Мы наблюдаем, как изменился «счастливец» и внешне и внутренне. Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, надут, говорил : «Мы, дворяне», забыв, что несообразную «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», — заключает Иван Иваныч.
Сделаем вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» — это самодовольство собственника.
Заметим кстати, что Николай Иваныч приобрел имение в 120 десятин. Много это или мало? Это очень много, ведь одна десятина составляет 1,09 га, таким образом, размеры имения более 100 гектаров. Территория вроде бы большая, но нет парка, нет простора, воли, а есть река цвета кофе и два завода по соседству. Герой, не обращая внимание ни на заборы, ни на канавы, ограничился лишь тем, что купил двадцать кустов крыжовника, чему и был несказанно рад. Он растит свой крыжовник, вкушает его божественный вкус (на самом деле ягоды кислые и невкусные) и ни на что не обращает внимание. Превращение произошло: это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин».
Как повлияла на Ивана Иваныча картина, которую он увидел в «Гималайском тож»? («…дело не в нем, а во мне самом… перемена произошла во мне… В ту ночь мне стало понятно, что я тоже был доволен и счастлив. Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом…» Иван Иваныч словно прозревает: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Иван Иваныч в определенной степени стремится быть таким «человеком с молоточком».)
Скажите, а сам писатель Чехов? Ему нужен был «человек с молоточком?» ( Нет,Чехов жил совсем иначе, чем Николай Иваныч, хотя у него тоже было имение. Он не был богачом, миллионером, по его словам, у него «никогда не было зимнего пальто дороже 50 рублей». Однако он нашел средства и силы для того, чтобы:
выстроить три школы в Серпуховском уезде;
бесплатно лечить больных и почти в одиночку бороться с эпидемией холеры в 1892 году;
подарить библиотеку родному Таганрогу;
добиться установки там памятника Петру1;
будучи уже серьезно больным, отправиться в поездку на Сахалин –место ссылки и каторги – место боли и скорби. )
Английский писатель и драматург Дж.Б.Пристли говорил о том, что Чехов среди русских писателей обладает «самой обостренной чувствительностью»: «Он лечит крестьян по утрам, занимается садом, школой, библиотекой днем, а вечером пишет шедевр… Все это деликатно, с мягким юмором и состраданием… Перед нами была модель нового человека. Антон Чехов был только один».
Как вы думаете, что же толкало писателя на все эти поступки? ( Есть у Антона Павловича такие слова: « Желание служить общему благу должно быть потребностью души, условием личного счастья». В отличие от своих героев, замкнувшихся в узком мирке, писатель по-своему понимал счастье: для него это означало быть полезным людям, облегчать страдания, помогать нуждающимся, будить сознание в других.)
Почему же рассказ Ивана Иваныча о счастливом человеке не произвел впечатленич на слушателей? (Сидя в уютной гостиной, на мягких диванах, героям хочется размышлять о чем-нибудь неспешном, вечном, философском, а не задумываться с болью в сердце «о тех, которые страдают», о том, как бессмысленно и бесцветно проходит жизнь . « И то, что они сидели в гостиной, где все – и люстры в чехле, и кресла, и ковры под ногами – говорило, что здесь когда-то ходили, пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила Пелагея, — это было лучше всяких рассказов.»)
Вывод: как в Буркине отчасти живет Беликов (свою мысль этот человек тоже прячет в футляр, желание достучаться до других его не посещает, а жить свободно и осмысленно — страшно), так и в Алехине живет Николай Иваныч! «Крыжовником» для Павла Константиновича стало его имение.
Рассказ «О любви»
Главную тему трилогии мы помним. Неужели и любовь можно загнать в «футляр»? Оказывается, что можно.
Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе? (Алехин – «по воспитанию белоручка, по наклонности – кабинетный человек» , но на имении, оставшемся от отца, был большой долг, и Алехин посчитал делом чести этот долг выплатить. И вот, не имея ни наклонностей, ни охоты, взвалил на себя все заботы об имении. Он «пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился». Возложенные им самим на себя обязанности не приносили Павлу Константиновичу ни удовлетворения, ни счастья. Он опустился, был измотан физически и морально. И вот неожиданная встреча с прекрасной молодой женщиной… )
Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев? (И герой, и героиня сразу же потянулись друг к другу: «Я почувствовал в ней существо близкое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы. «Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)
Найдите в тексте ответ на вопрос о том, почему Алехина не признается Анне Алексеевне в своей любви. («Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь… а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье. » Удивительно, насколько рассудочным становится чувство! Рассудок велит Алехину взвалить на себя заботы об имении, испытывая к этому имению отвращение, рассудок же и осторожность заставляют героя мечтать о счастье и тут же прикидывать, на сколько его хватит.)
Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души. Героиня тоже «думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына… И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий?» Рассудочная, не верящая в себя любовь обречена… Болезнь героини – лучшее подтверждение тому, что нельзя так жестоко обращаться с собственным чувством. У Анны Алексеевны расстроены нервы, она раздражительна и глубоко несчастна. Как тут не вспомнить жену Николая Иваныча, которая зачахла в доме у «футлярного» человека! При всей несхожести ситуаций, разве не так чахнет и героиня рассказа «О любви»?
К сожалению, прозрение приходит к Алехину слишком поздно. Лишь расставаясь с любимой женщиной навсегда, он «признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все, что мешало любить…». И героям остается лишь рыдать над своей несбывшейся любовью, оплакивать свою судьбу.
Какие художественные средства помогают писателю воплотить свой замысел? (Повторение ситуаций: театр, поместье, дом Лугановичей, сравнение Алехина с белкой в колесе создают впечатление замкнутого круга, из которого герои не могут выбраться. Пейзаж в финале произведения служит контрастом тесным, душным рамкам их существования. Как прекрасна эта земля, и насколько прекрасной, цветной была бы жизнь, если бы люди ценили свою свободу, не страшились бы действительности! )
Алехина роднит с Николаем зависимость от имения. А есть ли что-то общее у Алехина и Беликова? (Осторожность, рассудочность, страх. У Беликова это страх жизни в любых ее проявлениях, у Алехина – страх глубины собственной души и непредсказуемости человеческого характера. Мир оказывается намного шире, многограннее, сложнее, чем представляли себе герои. Беликов сам от себя не ожидал, что вдруг захочет жениться; Алехин и предположить не мог, что способен так полюбить.)
Футляр в рассказе «О любви» — это стремление загнать внутрь себя чувство, это надругательство над собственной душой.
И самое печальное то, что Алехин, в отличие от Беликова и Николая Иваныча, понимает, что так жить невозможно, но сделать ничего не может: не освободиться ему никогда от этого «футляра», не расколоть скорлупы, не вырваться из душных рамок забот об имении и душевного одиночества.
Заключительное слово учителя
Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, — это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым. «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
Написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы в своей жизни «футлярных» людей?»