Сочинение о любимом цветке роза
Как написать сочинение на тему «Мой любимый цветок»?
сочинение 4-5 класс
мой любимый цветок, например, роза, лилия, фиалка, ромашка, тюльпан, орхидея и др.
Моим любимым цветком является одуванчик. Возможно, кому-то покажется, что по сравнению с другими садовыми цветами он весьма прост и неказист, но на самом деле, это не так.
Маленькие цветы одуванчика напоминают яркие солнышки, сияющие посреди сочной, зеленой травки. И точно на солнышко, к желтым одуванчикам слетаются пчелы и жучки, опыляя эти растения.
В дождливую и туманную погоду эти цветки прячут свои нежные лепестки, но, как только выглянет солнце, они тянут свои головки к нему, стремясь насытиться весенним теплом.
Когда же семена в одуванчике созревают, он превращается в пушистый воздушный шар, дунув на который, можно посмотреть, как его лепестки покидают цветок, улетая исследовать новые дали. А через год в этих местах появится новая россыпь желтых одуванчиков.
Кроме того, одуванчик является лекарственным растением, он очень полезен. Цветы одуванчика используются в медицине и косметологии, а также в кулинарии: из листьев можно сделать весенний салат, а из цветов — сварить ароматное варенье, напоминающее тоскливыми осенними вечерами о весне и начале лета.
taias
Жизнь прекрасна и интересна во всех своих проявлениях
Роза — царица цветов.
Может быть поэтому я хочу, чтобы с разговора о ней и начался этот блог.
Роза воплощает в себе саму жизнь. Этот нежный, благоухающий цветок имеет твердый стебель и крепкие острые колючки. С красотой и совершенством розы трудно сравнить какой-либо другой цветок.
Хотя, конечно же на нашей планете немало великолепных цветов. И это очень хорошо.
Не сомневаюсь, что у каждого человека может быть свой любимый цветок и не обязательно роза.
Что ещё символично в этом растении? То — что оно многолетнее. Роза — это кустарник.
А теперь замечаете связь с человеком?
Наша жизнь, конечно, скоротечна по масштабам вечности, но она имеет своё продолжение не один год. Человек — существо социальное. Он живёт в обществе, как роза в кустарнике.
И ещё мне нравятся у розы её колючки. Они не такие, как у шиповника. Они более основательные, хорошо видны и выглядят очень солидно.
Роза является национальным цветком США, Англии и Ирана.
В Россию роза попала только в XVI веке и вначале была достоянием лишь царского двора. Как украшение садов, она стала появляться лишь при Петре I и особенно при императрице Екатерине II.
Старейшая в мире роза находится в Германии — 1000-летний куст у собора в Хильдесхайме, который уже почти достиг крыши этого здания. Каково! Это на порядок больше продолжительности жизни самого крепкого человека.
Библиотека Конфуция насчитывала около 600 томов о розах. Шекспир в своих поэмах упоминал о розах более 50 раз.
Сочинение Мой любимый цветок 5 класс (роза, тюльпан, ландыш, ромашка)
Существование в природе огромного количества видов цветов вносит в жизнь человека не только радость и наслаждение, но и невероятную пользу.
Особое внимание среди нежных благоухающих созданий окружающего мира у меня вызывают розы. Независимо от размера, цветовой гаммы лепестков этого растения, любование розой дарит восхищение, умиление, вызывает романтические мысли, оставляя память в душе.
Являясь украшением витрин магазинов и клумб, они привлекают внимание, прежде всего, необыкновенным строением самого цветка. С раннего детства на память приходят те минуты занятий лепкой, рисованием, когда стараешься повторить изгибы лепестков этого представителя мира флоры. В подобные моменты у меня появилось четкое представление о форме бутона, который, распускаясь, преображается в волшебную, оригинальную форму с помощью сложенных лепестков. Но мне совершенно не важно на каком этапе цветения находится данный цветок. В любом состоянии он прекрасен, имеет свои особенности. Возвышаясь на крепком стебле, пышная роза красуется, грациозно возвышаясь над другими цветами.
Привлекает внимание и то, какое необычное ощущение вызывает сочетание колючих жестких шипов и тонких лепестков. Это наталкивает на мысль о смешении разных чувств: любви и ненависти, добра и зла.
Для меня роза — это частичка совершенства в природе, которая связана с самыми приятными воспоминаниями, красивыми чувствами на земле — любовью, нежностью, заботой, признаниями. Ее название не дает о себе забыть никогда. Оно имеет место и в литературных произведениях, и в косметических салонах, и на верхушке тортов. Божественный аромат розы незабываем, он расслабляет в кружечке чая, воздействуя на меня самым лучшим образом.
К сожалению, у меня нет возможности ухаживать за розой на собственном участке. Но получая ее в качестве подарка, стараюсь продлить ее существование, чтобы как можно дольше насладиться королевским видом и тонким ароматом.
Сочинение Мои любимые цветы Тюльпаны
Очень люблю тюльпаны. Почему-то не розы, не ромашки не вызывают у меня такого чувства.
Тюльпаны такие строгие, такие яркие. Для меня они ещё обозначают приход настоящей весны. Их любят на майские покупать, срезать на дачах. Часто их несут на день Победы к огню…
И ещё в нашем городе к майским высаживают столько тюльпанов. Почти как в Голландии. Их фигурными клумбами сажают в городском парке. Например, получается, будто языки пламени на траве – красный, желтый. И мне кажется, что тюльпаны прямо светятся изнутри. Часто сердцевина у них желтая. И черные тычинки – очень красиво. Запах у них не сладких, а такой аромат с горчинкой. Это тоже мне нравится больше, чем сладкий запах других цветов. А розы сейчас или не пахнут, или пахнут малиной и морковкой. Розу всегда в магазине купишь – не интересно. А вот тюльпаны слишком нежные, чтобы их вести. Они означают весну!
Конечно, у нас на даче бабушка сажает тюльпаны. И все соседи тоже. И так это классно! Мне больше всего, как уже можно догадаться, нравятся красные, но они бывают просто всех цветов.
Ещё мне нравятся тюльпаны, даже когда они уже отцвели. Часто лепестки так висят на стебле, но это тоже красиво, а лепестки, которые упали вокруг стебля на землю, похожи на искры.
Я с удовольствием смотрю фотографии цветущей тюльпанами Голландии – там так красиво! Теперь тюльпаны бывают даже с бахромой на лепестках. Большие, маленькие – столько сортов вывели! Я бы поехала в Голландию – в главный парк весной. Столько красивых фото можно сделать!
И ещё забавно, что приносишь домой ещё нераспустившиеся тюльпаны, так они в бутонах со своими длинными листьями похожи просто на траву, на лук. Но постепенно они «разгораются», распускаются в вазе. Можно часами любоваться. И у них, кстати, нет шипов. Это нормальные, неагрессивные цветы. А то ощущение, что всеми любимая роза считает себя такой красоткой – не подходи, а вот тюльпан – скромный, но прекрасный цветок.
Я люблю эти хрупкие цветы. Мама всегда сажала их мне под окном. Каждой весной они покрывали кустистой зеленью небольшой цветник. Позже появлялись белые крохотные колокольчики. Жаль правда не звенели, а то вообще можно было бы подумать, что это волшебные цветы. Кстати в старину считалось, что 1 мая абсолютно все цветения имеют волшебную силу. Особенно ландыши. Первыми, кто выращивал ландыши, были египтяне. Там их выращивали круглый год, как написано в древних летописях. В Европу они перебрались в XVI веке. А в России их стали выращивать массово только в XVIII веке.
Ландыши не только красивы, но и очень полезны. Сыворотками и отварами из этих цветов лечили лихорадку и эпилепсию, газовые отравления во время войны.
А знали ли Вы, что ландыши заживляют ожоги? Кроме этого экстракт цветка успокаивает и снимает стресс.
Я очень люблю ландыши. Это самые нежные цветы на Земле. В Париже даже есть специальный праздник «День ландыша». Французы покупают 1 мая ландыши и дарят друг другу из них букеты. Потом высушивают эти цветы и подолгу хранят в книгах. Они становятся их талисманом, приносят им успех и удачу.
Еще ландыши считаются символом неугасаемой любви. В Голландии молодожены после бракосочетания в своем садике сажают ландыши. Их цветение каждую весну доказывает, что любовь супругов еще жива.
Практически все поэты обращались в своих произведения к ландышам, как к символам нежности, душевной невинности, любви и верности. У нас даже сложили легенду о царевне Волхове из подводного царства. Она полюбила русского богатыря по имени Садко. Но парень любил обычную земную девушку Любашу. Соперничать с ней царевна не смогла, и решила она навечно скрыться в темные воды. Только лишь последний раз взглянуть на любимого, попрощаться. Вышла Волхова на берег, долго она бродила в поиске милого. И застала его в объятиях соперницы. Покатились у водяной царевны слезы из глаз на зеленые травы от чувства страдания и неразделенной любви. Навеки царевна затаилась со своим разбитым сердцем глубоко под водой. А ее слезы на утро превратились в чудесные цветы, хрупкие и невинные, как ее любовь.
А за моим окном, как и в детстве, все также растут ландыши. Они радуют мой глаз своей юностью и невинностью. На полке у меня стоит парфюмированная вода, не поверите, тоже с ароматом ландышей. Люблю я их просто. Вот такое притяжение души к нежности.
Ромашка мой любимый цветок
Давно в детстве мы с родителями летом ездили в деревню к бабушке, где много лиственных и хвойных лесов, в которые обычно ходили за грибами и ягодами. А вот между этими лесами простираются поля и луга с многочисленными цветами. Но среди всего цветочного многообразия меня больше всего поразили ромашки. Они растут участками, издалека кажущимися солнечными островками.
Как же необычно раскрасила природа этот цветок! Среди сочной зелени выделяются ярко – желтые серединки с нежнейшими белоснежными лепестками, словно раскрашенные тонкой кистью художника. Невозможно не влюбиться в это чудо природы! Вот и для меня ромашка с того времени стала самым любимым цветком.
Тогда, в детстве, по возвращению из леса мы всегда набирали огромный букет ромашек. Я помню, как по дороге домой все гадали на ромашках, отрывая по одному лепестку от желтой серединки, приговаривая: «любит – не любит». Этому шуточному гаданию научили детей взрослые и сами с удовольствием вовлекались в это занятие. Мне эти отрывания лепестков запомнились на всю жизнь!
А какие чудесные веночки на голову получаются из этих солнышек на ножках. Их нежность и красоту не сравнить ни с одним цветком.
Меня поражает ее аромат, совершенно не похожий ни на что на свете. Вдыхая его, я невольно возвращаюсь на тот луг из своего детства и опять гадаю и плету мысленно венки.
Еще помнится, как бабушка засушивала цветки ромашки и во время многих болезней обязательно их заваривала нам. Из всех лечебных народных средств отвар ромашки был и остается самым приятным и любимым. До сих пор я предпочитаю им лечиться, особенно во время простуды.
Чтобы всегда любоваться и вспоминать свое детство, у меня в комнате на стене висит большая картина с изображением букета из ромашек в вазе. В моем гардеробе присутствует даже платье с ромашками, а также в запасе имеется и комплект постельного белья с ними. А летом на моем письменном столе всегда красуются свежие любимые цветочки.
Русский язык. 5 класс
Мой любимый цветок
Несколько интересных сочинений
Сегодня мне удалось познакомиться с картиной великолепного мастера — иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина «Баба – яга», созданной к известной сказке «Василиса Прекрасная»
Цикл литературных произведений, написанных писателем в форме остросатирических сказок, содержит более тридцати новелл, явившихся результатом многолетних наблюдений автора.
Наверное, каждый человек знает о том, что была война. И все эти события описал Васильев в своем произведении «А зори здесь тихие». Во время войны был и голод, и разруха, и разрушения и постоянные бомбежки
В данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.
Именно герою Прокурора, Гоголь выделил невеликую роль. Мы видим его всего в нескольких сценах: в губернаторском доме с Чичиковым, на балу с Ноздревым, смерть прокурора
Напишите сочинение на тему ,,Мой любимый цветок роза» 3 класс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Проверено экспертом
SVETA1951TIT
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Посмотри видео для доступа к ответу
О нет!
Просмотры ответов закончились
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
МОЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК. Разработка урока-подготовки к сочинению-описанию с элементами рассуждения по теме «Цветок».
Разработка урока-подготовки к сочинению-описанию с элементами рассуждения по теме «Цветок».
На данном уроке по развитию речи учащиеся готовятся к написанию сочинения по личным впечатлениям, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас, учатся находить удивительное в окружающей природе.
Просмотр содержимого документа
«Творческие работы»
Творческие работы учащихся.
Мой любимый цветок – ромашка. Она мне очень нравится. Её не спутаешь ни с каким другим цветком. У неё такие белоснежные лепестки, что её очень хорошо видно даже в самой густой траве. Многие считают, что ромашка похожа на жёлтенький глаз с белыми ресничками. А мне кажется, что ромашка похожа на небо, а её жёлтая середина – это яркое солнце.
Недалеко от нашего дома есть красивый луг, на котором растут эти весёлые, волшебные цветы. Я часто любуюсь ромашками, когда прохожу по этому лугу. Мне кажется, что они меня уже узнают и весело кивают мне своими головками. У меня сразу же поднимается настроение. Я очень люблю эти цветы!
Мой любимый цветок.
У каждого человека есть любимый цветок. Мне нравятся все цветы, но всё-таки больше всего я люблю розу. Это мой самый-самый любимый цветок! Она очень разная: снежно-белая, розовая, встречается жёлтая, оранжевая роза, бывает тёмно-красной.
У розы даже бутоны очень красивые. А когда она распустит свои нежные лепестки, то вокруг сразу всё оживает, и кажется, что вокруг начинает звучать божественная мелодия. А какой аромат возле этих цветов! Они благоухают и привлекают внимание всех.
Роза – самый красивый, пленительный цветок. О ней слагают стихи и поют песни. Её именем называют красивых девушек. Букеты пышных роз дарят любимым.
Один из любимых моих цветов – это мак. Мне нравятся его прекрасные алые лепестки, они такие нежные, милые, кажется, что они светятся. Очень красив мак рано утром, когда на его ярко-красных лепестках дрожат, блестя и переливаясь на солнце, капельки росы.
Его бархатные лепестки дают приют жучкам, мухам, всем букашкам, которые ночью прячутся в цветке от холода.
Мелкие семена мака созревают в коробочках осенью. При сильном ветре зрелые коробочки раскрываются и гремят, как погремушки.
Мак – самый пленительный и чарующий цветок. Жаль только, что он очень быстро отцветает. Зато как приятно получить в подарок на день рождения букет маков.
Просмотр содержимого документа
«конспект Цветок»
Проект выполнен под руководством учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ пст. Якуньёль Е.И. Осиповой.
Учебный проект адресован учащимся 6 класса. Он является продуктом, созданным учащимися 6 класса самостоятельно во внеурочное время и в ходе урока. Проектная работа по данной теме готовит к написанию сочинения по личным впечатлениям, развивает кругозор учащихся, расширяет словарный запас, учит находить прекрасное и удивительное в окружающей природе, развивает творческие способности учащихся.
Методический паспорт учебного проекта.
- Название проекта: «Цветок».
- Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: русский язык.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, изобразительное искусство, музыка, информатика и ИКТ
- Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.
- Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.
- Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
- Запишите ответ каждый в своём черновике.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю, лингвистическим словарям.
закрепление понятия о типах и стилях речи;
совершенствование умения пользоваться художественным стилем речи, употреблять языковые средства, свойственные художественному стилю;
формирование навыков сбора материала к сочинению;
воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства красоты, внимательного отношения к людям;
развитие умения выполнять разные операции на компьютере (сканирование, работа с графическими редакторами, создание слайд-шоу).
Информационно-техническое обеспечение проекта: рисунки и поделки учащихся на тему «Цветок», фотографии с изображением цветов, литературные произведения о цветах, литературно-художественная композиция в форме мультимедийной презентации, классические музыкальные произведения, компьютер, подключённый к сети Интернет, проектор.
Планируемый результат: представление сочинения классу.
Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.
Подготовка рисунков на тему «Цветок».
Подготовка поделок на тему «Цветок».
Подбор стихотворений, литературных текстов по теме «Цветы».
Подготовка литературной композиции в форме презентации в группе.
Урочный этап (см. конспект урока).
Представление учащимися выполненных рисунков и поделок
Провести игру в ассоциации
Игра-этюд «Из семени в цветок»
Представление литературной композиции
Подготовить сочинение на тему «Цветок»
Осмысление и оценка проекта.
Обсудить, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
Подумать, почему получилось не все, что было задумано, что нужно учесть при выполнении следующих проектов.
Оценить результат работы.
Учащимся не всегда интересно писать сочинения — описания, лишённые сюжета. Такая форма работы, как создание визуального образа описания, учит «вглядываться» в текст, развивает эстетическое чувство прекрасного, учит наслаждаться образцами художественного слова;
Учащиеся приобрели навык самостоятельной работы, работы в группе, при этом воспитывается ответственность за порученный конкретному ученику этап проекта, умение преломлять литературный текст в визуальное его воплощение, развивается умение анализировать текст, воображать;
Учащиеся создали визуальный образ цветов, что помогло им в написании сочинения.
Конспект урока с включением проектной деятельности учащихся
Разработка урока-подготовки к сочинению-описанию с элементами рассуждения по теме «Цветок». (5 – 6 кл.)
На данном уроке по развитию речи учащиеся готовятся к написанию сочинения по личным впечатлениям, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас, учатся находить удивительное в окружающей природе.
— закрепить понятие о типах и стилях речи;
-совершенствовать умение пользоваться художественным стилем речи, употреблять языковые средства, свойственные художественному стилю;
— формировать навыки сбора материала к сочинению, обращая внимание на выразительность подобранных слов, способствовать овладению синонимичными средствами языка;
— обогащать словарный запас;
— развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в письменной речи;
— развивать умение составлять словосочетания, предложения, строить тексты;
— воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство красоты, внимательное отношение к людям;
— прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать, дорогие ребята, в нашей творческой мастерской. Желаю вам творческого вдохновения!
Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.
А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или слушать, или читать.
Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости оттого, что мир рядом с тобой прекрасен.
Посмотрите на наш уютный класс, посмотрите на эти чудесные цветы, на нашу зелёную горку, на фотографии и картины с изображением цветов. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?
Пронесём наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в нашей творческой работе.
Итак, у нас урок развития речи. Глядя на оформление класса, вы, наверно, поняли, что он будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным. Мы будем учиться делать нашу речь образной, богатой, выразительной.
Почему у нас в классе сегодня так много цветов? Наверно, вы уже догадались, чем займёмся на уроке, о чём будем говорить?
Верно, наш урок посвящён цветам.
Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок.
— Как вы понимаете эти слова? А почему цветок? (Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах, праздниках. )
Цветы – это красота. а без красоты жизнь беднее. Красота цветов смягчает душу, раскрывает лучшие грани человеческого характера.
Цветок – одно из самых чудесных творений на земле, не правда ли?
Итак, определим задачу урока.
Молодцы! Будем учиться описывать цветы.
И сегодня, говоря о цветах, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым мы всего лишь подмастерья. И сегодняшний наш урок – это мастерская, где вы будете сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.
А теперь запишем в тетради тему нашего урока.
Хочу сказать вам с полным правом, что вы и сами уже немного мастера. Посмотрите, на эти рисунки и поделки, которые вы сделали дома сами. (Приложение 1)
Расскажите коротко о своей работе.
— Ребята, понравились ли вам работы? Какая работа вызвала наибольший интерес? Почему? и т.д.
— А что связано у вас со словом «цветок»?
— Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Запишем в середине тетради слово «цветок», а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом. Эти слова мы запишем слева. А справа – слова, созвучные, т.е. рифмы слову «цветок». (Приложение 2).
Молодцы! Сколько хороших слов, интересных, неожиданных, ярких, образных вы вспомнили. Вы включили своё воображение, представили цветы, лето. Эти слова могут пригодиться вам при написании сочинения-описания цветов.
Цветок… Кажется, что может быть проще? Но, если внимательнее всмотреться, — это целый мир, свой, особый, таинственный. Какая-то загадка таится в каждом цветке. Чтобы её понять, разгадать, нужно всмотреться, вслушаться.
— Давайте попробуем сами на минуту превратиться в цветы, чтобы понять их.
Звучит мелодия. Начинается игра-этюд «Из семени в цветок». (Своеобразная физкультминута).
Ребята, превратитесь в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит ребят). С тёплым весенним солнышком семечки начинают медленно расти. (Поднимаются). У них раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый и сильный цветок. Лето. Цветы хорошеют, любуются собой (осмотрите себя), улыбаются цветам-соседям, кланяются им, слегка дотрагиваются до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветы качаются в разные стороны, борются с непогодой. Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова). Цветы сгибаются, клонятся к земле. Им грустно. Но вот пошёл пушистый снежок. Цветы опять превратились в маленькое семечко. Снег укутал его, цветам тепло и спокойно. Скоро наступит весна, и они оживут!
— А теперь приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. Сделаем это вместе с мастерами художественного слова.
Группа ребят получила задание подготовить небольшую литературную композицию (презентацию).
— А вы, ребята, во время показа и выступления запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок. Представление презентации.
— А теперь попробуем сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. (Каждая группа получает художественную фотографию с изображением цветка).
Задание 1. Подобрать определения, эпитеты.
Задание 2. Подобрать сравнения (этот цветок, словно. как…, будто…)
Задание 3. Составить словосочетания.
Задание 4. Составить предложения.
Молодцы, ребята! За достаточно короткое время (примерно 3 минуты на каждое задание) вы успели выполнить несколько нелёгких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие.
Попробуем выполнить ещё одно творческое задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение.
Я не верил в чудеса…
Я коснулся лепестка…
Бутонов круглые бубенчики…
Однажды весной в долине лесной… (На выбор).
(Ребята зачитывают получившиеся четверостишия).
Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, заботятся, ты в центре любого праздника.
Хорошо, если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять, выбросить.
На пороге лето. Мы ждём его с ярким солнцем, с весёлыми дождями и, конечно, с ароматом цветов. Не спешите сорвать их.
(Стихотворение «Не рви цветов…»)
Посмотри на цветы… Помечтай. Среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, единственный, твой, самый любимый…
Урок развития речи «Подготовка к сочинению «Мой любимый цветок»»
Цель урока: в интересной, увлекательной и доступной форме подготовить учащихся к созданию собственного текста, развивать творческую способность к созданию художественной образной речи.
Тип урока: комбинированный урок.
— Формировать умение строить высказывание с элементами описания и рассуждения.
— Формировать умение работать в группе при подготовке к уроку.
— Познакомить учащихся легендами, загадками происхождения разнообразных цветов, особенностями их неповторимых свойств.
— Воспитывать чувство прекрасного, доброты к природе.
1. На доске эпиграф:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков
2. Выставка книг, стенд с художественными фотографиями цветов.
3. Стенд “Строение цветка”.
4. Выставка рисунков учащихся “Мой любимый цветок”.
Подготовительная работа к уроку.
1 – “Журналисты”. Рассказать о строении цветка.
2 – “Историки”. Найти легенды и предания о цветах.
3 – “Литераторы”. Найти строчки разных поэтов о цветах.
4 – “Оформители”. Подготовить стенд с художественными фотографиями цветов и рисунки “Мой любимый цветок”.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами в интересной, увлекательной и, я думаю, в доступной форме подготовимся к созданию собственного текста – сочинения “Мой любимый цветок” (с элементами описания и рассуждения”. Итак, тема нашего урока “Подготовка к сочинению “Мой любимый цветок”. (Записи в тетрадях – число, тема, эпиграф к уроку).
Памятка “Как работать в группе”
2. Вступительное слово учителя.
— Г.Х. Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Как вы понимаете эти слова? Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, утешают в старости, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно – красота цветов. Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся рассмотреть это чудо со стороны истории, биологии, литературы, музыки и русского языка. Всё, что вы узнаете нового на уроке, поможет вам в написании сочинения с элементами описания и рассуждения “Мой любимый цветок”.
3. Лексико-орфографическая (словарная) работа.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы. Н.Рубцов.
— Согласны ли вы с мнением поэта? Что для вас связано со словом цветок?
— Запишите слово цветок посередине своего листа. Слева в столбик запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации). А справа – слова, созвучные слову цветок, рифмующиеся с ним. На выполнение задания всего несколько минут. — Посмотрим, что у вас получилось.
— Образуйте множественное число от существительного цветок. Цветы (в значении цветущие растения). Цветки (в значении цветущие части растения).
— Можно ли слова цветочный, цветковые, цветной, цветастое назвать однокоренными? Составьте с ними словосочетание, чтобы был понятен смысл.
Вывод: цветок (др.-рус.). Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони). Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов). По употреблению – активное, общеупотребительное, оно известно всему народу и активно употребляется в речи. По происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.
4. Цветок… Стебелечек, лепесточек… Что может быть проще?
(Слово группе “журналистов”) (Демонстрация макета цветка).
Растения, в отличие от животных, неподвижны, и потому не так ярко проявляют свою зависимость от слова. Что касается этимологии их названий, то она выявляется теми же приемами. Надо соотнести имеющееся название, если оно не мотивировано, с русским или арабским корнем. При этом желательно знать как можно больше сведений об искомом растении. Тогда легче принять то или иное этимологическое решение.
Строение. Подавляющая часть растений имеет характерное строение: оно состоит из корня, стебля (ствола), листьев (кроны) и цветка. Слова корень, стебель и листья, хотя и считаются исконно русскими, в русском языке мотивации не имеют. Рассмотрим их этимологию.
Корень. Слово происходит от арабского “связывать”. Такую этимологию следует считать верной по двум обстоятельствам. Во-первых, корень является связующим звеном растения с почвой в действительности. Во-вторых, арабское название корня происходит тоже от идеи связывания: “связка”.
Стебель. Слово состоит из арабской приставки ист “держать для себя” и арабского “голова, головка”, буквально “держатель головки”. Это же слово мы используем, когда говорим белая горячка, белый (главный) гриб. Понятно, что речь здесь не о цвете, а о голове.
Ствол является словом того же происхождения, что и стебель.
Лист. Первая Л – след арабского артикля, часть ист от арабского “чувствующая” (русская И восьмеричная происходит от арабской Х восьмеричной и соответствует ей не только по числовому значению и месту в алфавите, но и по начертанию). Лист является чувствительным приемником света. Назван по функции. Растительный мир имеет ту особенность, что названия могут совпадать с названиями полезных или важных для человека действий или состояний. Поэтому растения часто используют в целительской практике, в ритуалах.
— Да, всё не просто. В каждом названии загадка. Послушайте небольшой этюд о слове безуханный.
Ученик: у А.С.Пушкина есть стихотворение “Цветы”, в котором такие строчки:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…
— Может вызвать недоумение слово безуханный. Как понять? Тут надо вспомнить синоним к слову благоухание. Благоухание – аромат, где “ухание” — “запах”, а “благо” — указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает “без запаха”.
5. Обратим внимание на эпиграф к уроку. “Они пришли из глубины веков…” Действительно, о многих цветах существуют легенды и предания. Послушаем, что нам расскажут “историки”.
(Слово группе “историков”)
Ученик. О появлении этого цветущего кустарника рассказывает легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда попадали лучи, распускались цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни лиловые. И из них-то и выросли кусты сирени.
Откуда же произошло название? В одной из древнегреческих легенд рассказывается о том, как Пан, бог лесов и полей, полюбил красавицу нимфу Сирингу. Но бог был безобразен: бородатый, рогатый, козлоногий, и Сиринга, спасаясь от его преследований, превратилась в прекрасное душистое растение сирень.
Ученик. Легенда гласит, что чудный цветок ландыш вырос из упавших на землю слёз. Когда-то давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну, и когда она ушла, оплакивал её такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Ландыши были дороги русским людям. Великий композитор П.И.Чайковский, будучи во Флоренции, где всегда пышно цвели цветы, вспоминал о родном ландыше. О нём он писал в одном из своих стихотворений:
Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть.
Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.Е.Репина, С.В.Ковалевской.
Ученик. Лилия получила своё название от древнегалльского слова “ли-ли”, что значит “белый-белый”. По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученик: В сентябре 1942 года после боя под Сталинградом гвардии майор Д.А.Петраков написал дочери письмо:
Моя черноглазая Мила!
Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь растет цветок. И вдруг очередной взрыв — василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет бороться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.
. Летом 1943 года при взятии нашими войсками г. Орла Д.А.Петраков пал смертью храбрых. Недалеко от въезда в Волгоград в память о погибших воинах сооружен мемориальный комплекс “Солдатское поле”. Один из фрагментов комплекса — скульптура девочки с цветком в руке и бетонная плита, на которой высечены слова из письма с фронта гвардии майора Д.А.Петракова дочери.
Масличное растение, считающееся священным у иранцев, поклоняющимся огню. Арабское название йа:сми:н. От арабского самн “масло”, йасмин “он становится масляным”. Поскольку масло есть то, что хорошо поддерживает огонь, жасмин использовался иранцами в их священных ритуалах поклонения огню. Название страны Иран идет от обратного прочтения арабского на:ри “огневик”.
Ученик: Фиалка.
Латинское название Viola. От него название фиолетового (седьмого цвета. Если прочитать согласные русского названия цветка по-арабски, получится название небесного свода: фалак. И в самом деле русское семь созвучно арабскому сама: “небо”, а арабская
семерка сабъун в обратном прочтении дает в русском небеса. В Древней Греции считали, что возникли фиалки из крови Аттиса, возлюбленного Кибелы, который острым камнем оскопил себя в знак любви и преданности к своей богине.
В тех языках, где этимология названия этого цветка прозрачна, он называется “ногой (лапой) льва”. Так в арабском: ригл ал-асад, так и в латинском: Leontopodium. Но если читать наше название арабскими глазами, то и оно превращается в ногу львенка: ъу:д лувейс. Что за странная логика? Цветок растет высоко в горах, куда не ступала нога льва. Туда и альпинисту бывает не просто добраться. По этому поводу существует легенда. Девушка поставила условие – она выйдет замуж за того, кто добудет высоко в горах этот волшебный цветок. Многие отправились в поднебесье пытать счастье. Но все вернулись ни с чем. Только один
юноша остался в горах. Его так долго не было, что люди решили, что он погиб. Красавица осталась одна. Шло время. Красота ее увяла. Но девушка не забывала того, кто не вернулся с гор. И вот однажды чудо произошло. Юноша вернулся и протянул ей волшебный цветок. Едва она прикоснулась к нему, как прежняя красота вернулась к ней сполна.
— Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семени в цветок”.)
7. Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, во время выступления группы запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.
(Выступление группы “литераторов” с чтением строчек поэтов о цветах на фоне музыки).
1. У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени.
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень…
2. Я лилий нарвала прекрасных и душистых… А. Ахматова
3. Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки… Б. Кежун, 1944
Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского.
— Скоро наступит весна, а за ним и долгожданное лето. С ярким солнцем, дождями, с ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их.
Ученик: Читает стихотворение Л. Чарской “Не рви цветов”.
8. А теперь попробуем сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. Каждая группа получает фотографию с изображением цветка и заданием подобрать за две минуты как можно больше сравнений и эпитетов. Работа в группах.