Семейство розоцветные шиповник

Семейство розоцветных, или розовых (более 2 тыс. видов)

Общая характеристика розоцветных. Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства — многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка; к деревьям — черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам — шиповник, малина, ежевика.

Растения семейства розоцветных

Стебли большинства розоцветных — прямостоячие.

Листья у розоцветных либо простые (у яблони, сливы, вишни), либо сложные (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины). У них развиваются прилистники, которые рано опадают (черемуха, вишня), или сохраняются и сильно разрастаются (шиповник).

Яблоня

Цветок розоцветных — обоеполый, обычно с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 5-ти чашелистиков, иногда имеется подчашие. Венчик около цветника, как правило, из 5-ти яркоокрашенных и нередко ароматных лепестков. Тычинок в цветках большинства розоцветных много. Пестик может быть один (в цветках яблони, сливы, вишни), или их много (в цветках малины, земляники, шиповника). В семействе встречаются розоцветные, у которых в цветках всего 4 чашелистика и 4 лепестка (лапчатка прямостоячая).

Шиповник майский

Цветки розоцветных — одиночные (роза) или собраны в соцветия (кисть у черемухи, щиток у груши).

Плоды розоцветных отличаются большим разнообразием. У вишни, сливы, абрикоса плод — сочная костянка; у миндаля — сухая костянка; у яблони, груши, айвы — яблоко; у малины, ежевики — многокостянка; у земляники, клубники, гравилата — многоорешек. Многообразие плодов связано с особенностями строения цветков. Так, в цветках с большим числом пестиков в образовании плодов обычно участвует цветоложе (оно разрастается и становится сочным, как у земляники). Поэтому плод земляники и клубники иногда называют земляничиной.

Семена розоцветных обычно без эндосперма.

Дикорастущие розоцветные, их значение в природе и жизни человека. Дикорастущие рябина, боярышник, шиповник, земляника, клубника, костяника и другие розоцветные растения имеют большое значение в жизни многих животных. Насекомые опылители питаются пыльцой и нектаром; личинки цветоедов — завязями цветков; плодожорки — семенами образующихся плодов; дрозды, свиристели и некоторые другие птицы — плодами рябины, боярышника (рис. 203), шиповника. Плодами земляники, клубники, малины кормятся медведи, белки и многие другие животные.

Боярышник

Люди собирают и используют вкусные плоды некоторых дикорастущих розоцветных: малины, шиповника, земляники, клубники, костяники, морошки. Они содержат много витаминов и поэтому очень полезны.

Культивируемые розоцветные растения. К наиболее важным культивируемым розоцветным относятся яблоня, груша, слива, вишня, абрикос, малина, садовая земляника.

Абрикос

Яблоня — одно из самых любимых человеком растений, о чем свидетельствует многообразие ее сортов (около 20 тыс.). В нашей стране только одним ученым садоводом Иваном Владимировичем Мичуриным было выведено свыше 40 сортов, в том числе Славянка, Антоновка полуторафунтовая, Пепин шафранный, Бельфлер китайка, Китайка золотая.

Яблоня — дерево средней величины с простыми листьями. Ее цветки — крупные, белые или розово белые, собраны в соцветие щиток. Размножают сорта яблони с помощью прививок.

Слива — небольшое дерево или крупный кустарник со слегка колючими ветвями. Цветки белые в небольших щитковидных соцветиях.

Плоды — удлиненные костянки длиной 2–7 см, очень разнообразные по цвету: зеленые, желтые, розовые, лиловые и даже почти черные.

Яблоня и слива — хорошие медоносы: 1 гектар сада дает от 15 до 40 кг меда. Их плоды имеют приятный вкус, содержат витамины. Используют их для приготовления соков, компотов, варенья и джемов и сухофруктов.

Малина обыкновенная — кустарник, размножающийся, в основном, корневыми отпрысками. Побеги малины живут два года.

Малина

В первый год жизни у нее формируются длинные (до 1,5 м) вегетативные побеги. Они перезимовывают в безлистном состоянии и на втором году жизни образуют генеративные побеги, плоды и семена. Затем эти побеги отмирают.

Плоды малины имеют приятный сладкий вкус и обладают целебными свойствами. Их используют в свежем виде, варят варенье, сушат.

Садовая земляника — многолетнее травянистое растение, образующее крупные плоды с высокими вкусовыми качествами. Размножают ее столонами — усами. Родоначальниками многообразных сортов садовой земляники послужили два крупноплодных вида земляники, завезенных из Северной Америки.

Лекарственные и декоративные розоцветные растения. Из лекарственных розоцветных особое значение имеют шиповник, кровохлебка, калган. Шиповник — колючий кустарник. Наиболее известен шиповник коричный. Его плоды богаты многими витаминами, особенно витамином С.

Лапчатка прямостоячая, или калган

Кровохлебка лекарственная — многолетнее травянистое растение, высотой до 1 м. Она растет по лугам, кустарникам и опушкам. В корнях и корневищах содержатся различные вещества, помогающие при заболеваниях желудка.

Лапчатка прямостоячая (калган) — многолетнее травянистое растение, высотой 15–40 см. Произрастает в разреженных лесах, на лугах и полянах. Корневища используют при воспалительных процессах и желудочно кишечных заболеваниях.

Из декоративных растений в семействе розоцветных первое место занимают разнообразные сорта розы. Они выведены человеком из шиповника. Из лепестков некоторых сортов роз получают душистое розовое масло, используемое в парфюмерной промышленности. Декоративное значение имеют и кустарники — шиповник, боярышник, спирея.

Розы

Семейство розоцветных;

В семействе розоцветных около 2000 видов; среди них есть деревья, кустарники и травы. Растения этого семейства широко распространены. Многие из них — ценные плодовые растения. Из плодовых деревьев хорошо известны яблоня, груша, вишня, слива, черешня, персик, абрикос, миндаль, черемуха, рябина. Из кустарников широко распространены малина, ежевика, а из трав земляника.

Есть среди розоцветных и декоративные кустарники, например шиповник, а также боярышник и спирея, которые часто используют для устройства живых изгородей.

Из дикорастущих трав семейства розоцветных распространены манжетка, лапчатка прямостоячая 134 , гравилат речной 135 , таволга вязолистная.

Внешне розоцветные очень разнообразны. Они сильно различаются строением своих органов. Например, листья у шиповника перистые, а у яблони и многих других растений — цельные. Стебли у большинства розоцветных прямостоячие, с длинными междоузлиями, а у земляники — вертикальные стебли, очень короткие.

Они несут розетку листьев. Из пазушных почек образуются ползучие побеги — усы 136 .

И только строение цветков в основном сходно. Цветок у розоцветных правильный, с широким или чашевидным цветоложем. Околоцветник двойной, состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков. Под чашечкой у многих имеется подчашие — пять зеленых листовидных зубчиков, прилегающих снизу к чашечке. Тычинок в цветке у большинства розоцветных много, они развиваются по краю цветоложа.

Число пестиков в цветках разных розоцветных может быть неодинаковым. У некоторых растений их много 137 ; они расположены в центральной части плоского, выпуклого или бокаловидного цветоложа. Из каждого такого пестика образуется отдельный маленький плод, а на месте всего цветка — много орешков — сухих плодов (шиповник, лапчатка) или много костянок—сочных плодов (малина).

В цветках с большим числом пестиков цветоложе может по мере созревания плодов разрастаться и становится сочным, как у шиповника или у земляники.

В цветках других розоцветных (например, у вишни, сливы, персика, абрикоса) только один пестик, и плоды у них — костянки. Особый тип плода — яблоко — развивается у яблони, груши, рябины, боярышника.

У лапчатки прямостоячей, в отличие от других растений семейства, чашечка состоит из 4 чашелистиков. Венчик также составлен всего 4 лепестками. Лапчатка прямостоячая встречается на открытых, хорошо увлажненных местах, на лесных опушках, полянах и среди кустарников. Корневище используют для приготовления лекарств.

Шиповник — растение семейства розоцветных

В июне — июле в лесах и близ дорог часто встречается кустарник шиповник, или дикая роза, с крупными розовыми или белыми цветками и сильным приятным запахом 138. Стебли, черешки и даже средние жилки листьев шиповника покрыты острыми шипами, защищающими растение от поедания его травоядными животными.

Рассмотрим строение цветка. Цветоложе вогнутое, похожее на бокал. По краю «бокала» расположены чашелистики, лепестки и тычинки. А внутри «бокала» — пестики; лишь их рыльца, сидящие на длинных столбиках, немного выдаются наружу. Яркая окраска цветков и изобилие пыльцы, созревающей в пыльниках многочисленных тычинок, привлекают к цветкам шиповника многих насекомых. Поедая пыльцу, насекомые опыляют рыльца.

Хорошо заметен шиповник и осенью, когда на нем созревают оранжевые или красные сочные «плоды», каждый из которых образован сильно разросшимся цветоложем 139. Настоящие плоды шиповника мелкие беловатые орешки. Они развиваются из завязей внутри бокаловидного цветоложа. Изнутри цветоложе покрыто жесткими цепляющимися волосками. Сочное цветоложе содержит много витаминов.

Листья у шиповника непарноперистые. На черешке листа расположены 5—7 листочков, из них верхний не имеет парного.

Читайте так же:  Груша сорта раннего сорта

В нашей стране много разных видов шиповника. Особенно разнообразны шиповники в Средней Азии и на Кавказе. Почти у всех видов шиповника развиваются махровые — с многочисленными лепестками — цветки.

Используя это свойство шиповника, человек получил множество сортов садовых роз чайные, полиантовые, масличные розы и многие другие 137. Из лепестков масличных роз получают душистое розовое масло.

Представители семейства розоцветные разнообразны по строению и распространены почти по всему миру. У розоцветных встречаются три основные жизненные формы (деревья, кустарники и травы). Количество видов розоцветных разнится по разным источникам: от 2 до 4 тысяч. В настоящее время розоцветные выделяют в качестве порядка, относящегося к семейству розовые.

Многие плодовые деревья, которые имеют важное значение для человека, принадлежат к семейству розоцветных. Это яблоня и груша, абрикос и персик, вишня и слива, черемуха и рябина и др.

Малина, шиповник, боярышник (кустарники) и земляника (трава) также принадлежат розоцветным.

Много среди розоцветных и дикорастущих трав (лапчатка, гравилат).

Розоцветные принадлежат к классу двудольных растений. По внешнему строению представители этого семейства разнообразны. Листья могут быть как перистыми, так и цельными. Обычно стебли длинные и прямостоячие, но бывают и короткие, формирующие розетку листьев (земляника).

Однако у всех розоцветных есть ряд ключевых сходств в строении цветка. Обычно околоцветник состоит из 5-ти лепестков и 5-ти чашелистиков. Цветоложе достаточно широкое или чашевидное. У многих представителей семейства розоцветные есть подчашие, представляющее собой листовидные выросты, прилегающие к чашечке. Тычинок в цветке чаще всего много. Также разница и число пестиков: от одного до множества.

Если в цветке много пестиков, то в качестве плодов образуются многоорешек (шиповник) или многокостянка (малина). Цветоложе при этом разрастается и у многих видов становится сочным (шиповник и земляника).

У розоцветных, цветки которых имеют один пестик, развивается плод костянка (вишня, персик, слива, абрикос).

Для семейства розоцветные также характерен плод типа яблоко (яблони, груши, рябины, боярышник).

Чаще всего плоды распространяются с помощью животных.

В семействе есть исключения. Так у лапчатки прямостоячей в цветке по четыре чашелистика и лепестка.

Наиболее типичный представитель семейства розоцветные — это шиповник. По-другому он называется дикой розой, от него выведены сорта культурной розы (декоративные, чайные, масличные и др.). Цветки шиповника крупные, белые или розовые, у ряда видов с многочисленными лепестками, опыляются насекомыми. Стебли и листья покрыты шипами, защищающими от поедания животными. Сочные плоды шиповника не совсем плоды. Это разросшееся цветоложе цветка. Сам плод — это маленький орешек. В одном ложном плоде их много.

Разросшееся цветоложе розы

На тему : Семейство розовые ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ Подготовила : Ученица 7-А класса Юрченко Юлия Учитель: Степаненко Наталья Владимировна. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕлена Добровольская

Похожие презентации

Презентация 7 класса по предмету «Биология и Экология» на тему: «На тему : Семейство розовые ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ Подготовила : Ученица 7-А класса Юрченко Юлия Учитель: Степаненко Наталья Владимировна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 на тему : Семейство розовые ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО БИОЛОГИИ Подготовила : Ученица 7-А класса Юрченко Юлия Учитель: Степаненко Наталья Владимировна

2 Розовые, розоцветные относятся к классу двудольных растений. По формам роста это деревья, травы и кустарники. Цветы собраны в различные соцветия, обоеполые, реже однополые, иногда полигамные, обычно правильные, пятичленные, с выраженной цветочной трубкой гипантием (цветочная трубка, образованная срастанием нижних частей околоцветника и тычиночных нитей). Гинецей (женский орган пестик) апокарпный (свободный), реже синкарпный, срастаясь с гипантием, образует нижнюю и полунижнюю завязь. Многие тропические растения опыляются длиннохоботковыми насекомыми, плоды распространяются птицами, рукокрылыми, водой. Собственно розовые, или розоцветные, одно из крупнейших семейств, почти космополитное, объединяет более 3000 видов ( свыше 100 родов); наибольшая концентрация видов крупных родов в умеренных и субтропических поясах Северного полушария. В России около 1000 видов (около 60 родов). Цветки опыляются насекомыми, привлекаемыми пыльцой и нектаром, реже ветроопыляемые. Плоды разнообразные (листовка и многолистовка, коробочка, многоорешек, костянка и многокостянка, яблоко). К розоцветным принадлежат многие плодовые (яблоня, груша, вишня, черешня, персик, миндаль), ягодные (малина, ежевика, земляника, клубника), декоративные (роза, спирея, боярышник) и лекарственные (шиповник, лавровишня, кровохлебка, калган) растения. 17 видов в Красной книге России. Розовые, розоцветные относятся к классу двудольных растений. По формам роста это деревья, травы и кустарники. Цветы собраны в различные соцветия, обоеполые, реже однополые, иногда полигамные, обычно правильные, пятичленные, с выраженной цветочной трубкой гипантием (цветочная трубка, образованная срастанием нижних частей околоцветника и тычиночных нитей). Гинецей (женский орган пестик) апокарпный (свободный), реже синкарпный, срастаясь с гипантием, образует нижнюю и полунижнюю завязь. Многие тропические растения опыляются длиннохоботковыми насекомыми, плоды распространяются птицами, рукокрылыми, водой. Собственно розовые, или розоцветные, одно из крупнейших семейств, почти космополитное, объединяет более 3000 видов ( свыше 100 родов); наибольшая концентрация видов крупных родов в умеренных и субтропических поясах Северного полушария. В России около 1000 видов (около 60 родов). Цветки опыляются насекомыми, привлекаемыми пыльцой и нектаром, реже ветроопыляемые. Плоды разнообразные (листовка и многолистовка, коробочка, многоорешек, костянка и многокостянка, яблоко). К розоцветным принадлежат многие плодовые (яблоня, груша, вишня, черешня, персик, миндаль), ягодные (малина, ежевика, земляника, клубника), декоративные (роза, спирея, боярышник) и лекарственные (шиповник, лавровишня, кровохлебка, калган) растения. 17 видов в Красной книге России. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3 Это одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов. Розовые распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария. Они встречаются в самых разнообразных растительных сообществах и, хотя обычно не играют в них доминирующей роли, являются тем не менее одним из важнейших для нас семейств растений. Большинство розовых являются энтомофильными растениями, но в строении цветка они не имеют ярко выраженных приспособлений к различным агентам опыления. Цветки их белые, розовые, ярко-красные, красноватые, реже желтые (но никогда не бывают голубыми). Многие вырабатывают большое количество пыльцы или выделяют нектар, доступный разным насекомым. Нектароносная ткань часто имеет форму утолщенного диска на внутренней поверхности гипантия между местом прикрепления тычинок и плодолистиков. Цветки довольно однообразны по строению, но зато плоды необычайно разнообразны и приспособлены к различным способам распространения (ане-мохории и различным формам зоохории). Это одно из крупных семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 3000 видов. Розовые распространены почти во всех областях земного шара, где могут расти цветковые растения, но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропической зонах северного полушария. Они встречаются в самых разнообразных растительных сообществах и, хотя обычно не играют в них доминирующей роли, являются тем не менее одним из важнейших для нас семейств растений. Большинство розовых являются энтомофильными растениями, но в строении цветка они не имеют ярко выраженных приспособлений к различным агентам опыления. Цветки их белые, розовые, ярко-красные, красноватые, реже желтые (но никогда не бывают голубыми). Многие вырабатывают большое количество пыльцы или выделяют нектар, доступный разным насекомым. Нектароносная ткань часто имеет форму утолщенного диска на внутренней поверхности гипантия между местом прикрепления тычинок и плодолистиков. Цветки довольно однообразны по строению, но зато плоды необычайно разнообразны и приспособлены к различным способам распространения (ане-мохории и различным формам зоохории). ГДЕ РАСТУТ ?

4 Плоды розоцветных сухие или сочные, листовки, коробочки, орешки, костянки, яблоки. В формировании плода у многих родов участвует разрастающийся гипантий, составляющий основу адаптивности плодов к различным агентам распространения. Семена без эндосперма Цветки довольно однообразны по строению, но зато плоды необычайно разнообразны и приспособлены к различным способам распространения (анемохории и различным формам зоохории). ПЛОДЫ

5 Листья розоцветных очередные, простые или сложные (перистые, пальчатые, тройчатые), обычно снабжены свободными или сросшимися и приросшими к черешку прилистниками. Черешки листьев и стебли у кустарников часто усажены шипами, возникающими как выросты эпидермы и подстилающих ее тканей. Цветки в открытых мало или многоцветковых дихазиях, образующих часто щитковидные, метельчатые, кистевидные, колосовидные или головчатые соцветия. Иногда цветки одиночные. Гипантий блюдцевидный, колокольчатый, кувшинчатый или, иногда, выпуклый (лапчатка, рубусы, земляника). Чашелистиков 5(4), лепестков обычно тоже 5(4-9). У многих видов, особенно тех, у которых выражены прилистники, имеется наружная чашечка с долями меньшего размера, чем у основной чашечки. Характерное строение имеет спирально расположенная чашечка многих (но не всех) видов розы. Два нижних ее чашелистика перисто надрезаны или с придатками, несколько напоминают перистые вегетативные листья, два верхних цельнокрайные, а средний с придатками только с одной стороны. Тычинок от 1-4 до неопределенного количества. Плодолистиков от 1 до множества, свободных между собой и от гипантия. Семязачатков 1-2, висячих или прямостоячих. Листья розоцветных очередные, простые или сложные (перистые, пальчатые, тройчатые), обычно снабжены свободными или сросшимися и приросшими к черешку прилистниками. Черешки листьев и стебли у кустарников часто усажены шипами, возникающими как выросты эпидермы и подстилающих ее тканей. Цветки в открытых мало или многоцветковых дихазиях, образующих часто щитковидные, метельчатые, кистевидные, колосовидные или головчатые соцветия. Иногда цветки одиночные. Гипантий блюдцевидный, колокольчатый, кувшинчатый или, иногда, выпуклый (лапчатка, рубусы, земляника). Чашелистиков 5(4), лепестков обычно тоже 5(4-9). У многих видов, особенно тех, у которых выражены прилистники, имеется наружная чашечка с долями меньшего размера, чем у основной чашечки. Характерное строение имеет спирально расположенная чашечка многих (но не всех) видов розы. Два нижних ее чашелистика перисто надрезаны или с придатками, несколько напоминают перистые вегетативные листья, два верхних цельнокрайные, а средний с придатками только с одной стороны. Тычинок от 1-4 до неопределенного количества. Плодолистиков от 1 до множества, свободных между собой и от гипантия. Семязачатков 1-2, висячих или прямостоячих. Листья

Читайте так же:  Георгины магические свойства

6 При сухих плодах часто сохраняются и увеличиваются в размерах столбики, а также чашелистики. Цветки многих видов выделяют нектар. Количество его очень разное: от обильного, образующего капли у некоторых рубусов, до едва заметного у лапчаток. Цветки иногда с выраженной протогинией или протандрией. Пыльники вскрываются все одновременно (у некоторых роз) или чаще сначала вскрываются пыльники наружных тычинок. Внутренние тычинки с еще закрытыми пыльниками постепенно раздвигаются по мере увеличения диаметра цветка и освобождают созревающие рыльца. Прилетающее насекомое, использующее рыльца как посадочную площадку, оставляет на них пыльцу других цветков, а пробираясь наружу, пачкается пыльцой этого же цветка. В пасмурную погоду цветки полузакрыты, и тогда происходит самоопыление. У некоторых видов подсемейства цветки однополые или полигамные, растения при этом двудомные, реже однодомные или полигамно двудомные. Популяции мужских и женских экземпляров могут быть разделены большими расстояниями. При сухих плодах часто сохраняются и увеличиваются в размерах столбики, а также чашелистики. Цветки многих видов выделяют нектар. Количество его очень разное: от обильного, образующего капли у некоторых рубусов, до едва заметного у лапчаток. Цветки иногда с выраженной протогинией или протандрией. Пыльники вскрываются все одновременно (у некоторых роз) или чаще сначала вскрываются пыльники наружных тычинок. Внутренние тычинки с еще закрытыми пыльниками постепенно раздвигаются по мере увеличения диаметра цветка и освобождают созревающие рыльца. Прилетающее насекомое, использующее рыльца как посадочную площадку, оставляет на них пыльцу других цветков, а пробираясь наружу, пачкается пыльцой этого же цветка. В пасмурную погоду цветки полузакрыты, и тогда происходит самоопыление. У некоторых видов подсемейства цветки однополые или полигамные, растения при этом двудомные, реже однодомные или полигамно двудомные. Популяции мужских и женских экземпляров могут быть разделены большими расстояниями.ЦВЕТКИ

7 На основании различий главным образом в морфологии плодов семейство разделяется на 4 подсемейства: спирейные (Spiraeoideae) плод листовка, редко коробочка; розоцветные (Rosoideae) плодыорешки, многоорешки, многокостянки, часто с участвующим в образовании плода гипантием; яблоневые (Maloideae) плод яблоко; сливовые (Prunoideae) плод костянка. 4 ПОДСЕМЕЙСТВА Семейства Розовых

8 ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕМЕЙСТВА РОЗОВЫЕ 1.Малина Сахалинская 1.Малина Сахалинская 2.Боярышник кроваво-красный 2.Боярышник кроваво-красный 3.Черемуха обыкновенная 3.Черемуха обыкновенная

9 Растет в лесах, на опушках, по каменистым склонам и россыпям практически по всей Центральной Сибири. От малины обыкновенной отличается железистым опушением ветвей, особенно в верхней части, тройчатыми, снизу густо-беловойлочными листьями и более мелкими плодами. Цветет в конце июня июле. Для медицинских целей заготовляют плоды малины красной и сахалинской (садовая малина, возделываемая весьма широко в наших районах, не обладает потогонным действием или действует значительно слабее, кроме того, плоды садовой малины трудно сушить из-за их сочности). Сбору подлежат только спелые плоды дикорастущей малины, которые собирают в сухую погоду, отделяя от плодоножек и цветоложа. Ягоды сортируют, удаляя примесь листьев, недозрелых и перезрелых плодов и цветоложа, после чего рассыпают тонким слоем и провяливают на солнце, а затем высушивают в плодоовощных сушилках или в несколько охлажденных печах или на печах. Можно сушить и на открытом воздухе, но в этом случае сушка значительно удлиняется, и сырье может заплесневеть. Для сушки плоды лучше раскладывать тонким слоем в 2,53,5 см на ситах. Плоды малины содержат органические кислоты лимонную, яблочную, салициловую, муравьиную и капроновую, витамин С, каротиноиды, следы витаминов группы В, глюкозу, фруктозу, сахарозу, ацетоин, дубильные вещества, цианин-хлорид и другие флавоноиды; семена жирное масло, фитостерин и другие вещества. Малина Сахалинская

10 Лечебное применение боярышника * При нервных заболеваниях, сердечных неврозах и гипертонии применяют водный настой боярышника. Его готовят из смеси: плоды боярышника — 4 части, пустырник — 4 части, ромашка аптечная — 1 часть. 1 столовую ложку смеси заливают 1 стаканом крутого кипятка, настаивают в течение 2 часов. Принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день. * При атеросклерозе, тахикардии, аритмии, бессоннице принимают отвар плодов: 100 г плодов измельчают, кипятят 30 минут на слабом огне в 0,5 л воды. Пьют по г 3 раза в день. Отвар с сахаром — средство от головной боли ВНИМАНИЕ! При употреблении в пищу ягод боярышника следует помнить, что в больших количествах они вызывают легкое отравление. Боярышник кроваво-красный

11 Черемуха обыкновенная — общеизвестный высокий кустарник или дерево из семейства розоцветных, с расцветающими в начале мая белыми пушистыми ароматными цветками в поникающих кистях. Плоды — черные шаровидные костянки с одной округлояйцевидной косточкой. Цветет в мае — июне. Плодоносит в августе — сентябре. Медонос. Черемуха обыкновенная — общеизвестный высокий кустарник или дерево из семейства розоцветных, с расцветающими в начале мая белыми пушистыми ароматными цветками в поникающих кистях. Плоды — черные шаровидные костянки с одной округлояйцевидной косточкой. Цветет в мае — июне. Плодоносит в августе — сентябре. Медонос. Распространена в Европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири, Средней Азии. Растет по берегам рек, в кустарниковых зарослях, по лесным прогалинам и опушкам. Культивируется как декоративное растение. Распространена в Европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири, Средней Азии. Растет по берегам рек, в кустарниковых зарослях, по лесным прогалинам и опушкам. Культивируется как декоративное растение. Используются зрелые плоды без плодоножек, запаха не имеют, вкус их кисловатый, вяжущий. Все части — листья, цветки, кора и семена — ядовиты вследствие наличия синильной кислоты. Черемухи цветки, листья и плоды используют как противомикробное и вяжущее средство. При трихомонадном кольпите — в виде спринцеваний. Плоды съедобны. Мука из них является пищевым продуктом, как начинка к тесту. Мука, заваренная водой, вместе с медом употребляется для приготовления киселей или вместо варенья. Плоды применяются в ликероводочном производстве. Используются зрелые плоды без плодоножек, запаха не имеют, вкус их кисловатый, вяжущий. Все части — листья, цветки, кора и семена — ядовиты вследствие наличия синильной кислоты. Черемухи цветки, листья и плоды используют как противомикробное и вяжущее средство. При трихомонадном кольпите — в виде спринцеваний. Плоды съедобны. Мука из них является пищевым продуктом, как начинка к тесту. Мука, заваренная водой, вместе с медом употребляется для приготовления киселей или вместо варенья. Плоды применяются в ликероводочном производстве. Черемуха обыкновенная

12 В медицинских целях у шиповника используются в первую очередь плоды. Плоды этого растения богаты огромным количеством витаминов. В них содержится витамина C в десять раз больше, чем в чёрной смородине и примерно в 50 раз больше, чем в лимоне. Кроме витамина C в них содержится витамин A, вернее каротин, его предшественник, из которого в нашем организме уже будет формироваться этот витамин. Витамин A называют витамином роста, потому что он необходим для нормального роста и развития клеток нашего организма. Особенно важен этот витамин для детей. Содержится в плодах и витамин E, витамины группы B, группы P, различные микроэлементы, в первую очередь это железо и медь. Эти микроэлементы необходимы для нормального кроветворения, то есть производства кровяных телец, и нормального функционирования нашего организма. В плодах шиповника содержатся дубильные вещества, эфирные масла и органические кислоты. В первую очередь это кислоты лимонная и яблочная. А ещё здесь содержатся сахара, поэтому напиток из плодов шиповника будет иметь кисло-сладкий вкус.! Шиповник

Семейство розоцветные. Шиповник»

Цель: формирование потребности получения новых знаний через чтение научной литературы и наблюдения за естественными объектами.

– познакомиться с типичным представителем семейства розоцветные на примере распространённого местного вида – шиповника;

– научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов;

– продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

– развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах;

– формировать практические умения;

– развивать любознательность, познавательный интерес к биологии.

– воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;

– способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, интереса к биологическим наукам.

Адресат: учащиеся 7 класса коррекционной VIII вида школы.

Краткая аннотация: При проведении урока используются различные методы обучения: – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности словесно-наглядным методом, частично-поисковым методом, беседы;

Читайте так же:  Как сажать виноград весной саженцы

– контроль и самоконтроль учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный, взаимоконтроль;

Оборудование: компьютер, презентация, таблица «Семейство розоцветных», разборная модель цветка, картинки, фотографии растений семейства «Паслёновые», «Розоцветные», «Бобовые» гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, посуда для плодов, препаровальные иглы, ножи, пинцеты, лупы.

Актуальность: Чтобы любить и беречь природу её нужно изучать и знать. В течение урока учащиеся знакомятся со строением цветка растения, его полезными свойствами – лекарственными и декоративными.

– проверить готовность учащегося к уроку. Учащийся класса подходит к столу по очереди вынимает из «чёрного ящика» полоску картона красного или зелёного цвета.

– предложить учащемуся витаминный напиток из растения, название которого он должен угадать. (Шиповник). На доске открывается тема урока.

II. Актуализация знаний

Учитель: Какое слово из названия темы тебе знакомо? (Двудольные). А теперь подумаем и скажем: с какими семействами класса двудольных мы с тобой уже познакомились? (Семейства паслёновые и бобовые). А чтобы вспомнить отличительные признаки растений этих семейств, поиграем в игру «Крестики – нолики».

Игра «Крестики – нолики»

Учитель называет семейство цветковых растений (паслёновое, бобовое). Затем раздаются листы со списком из 16 признаков. В пронумерованные (от 1 до 16) клеточки игрового поля ученик должен расставить крестики и нолики:

– крестик ставится, если признак относится к данному семейству

– нолик ставится, если признак к этому семейству не относится

Карточка со списком признаков семейств и классов цветковых растений

1. В семени две семядоли

2. Формула цветка О6Т6П1

3. Плод зерновка

4. На корнях клубеньки, в них живут бактерии

5. Плод ягода или коробочка

6. Параллельное или дуговое жилкование

7.Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1

8. Плод семянка или орешек

9. Стебель соломина

10. Формула цветка Ч(5)Л1+(2)+2Т(9)+1П1

11. К растению какого семейства относятся слова: «Минздрав предупреждает…»

12. Формула цветка: Ч5 Л5 Т П

13. Соцветие початок, колос

14. Строение цветка: 2цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки, 1 пестик

16. Мочковатая корневая система

Игра «Крестики – нолики»

Учитель демонстрирует слайды растений обоих семейств – учащийся даёт им названия. В заключительных показах слайдов, внимание учащегося ещё раз акцентируется на строении (формуле) цветка растений каждого семейства: бобовые Ч(5) Л(5) Т5 П 1

паслёновые Ч(5) Л1+(2)+ 2 Т(9)+1 П1

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – руками три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стулом тихо встать.

III. Изучение нового материала

Учитель: Переходя к рассмотрению сегодняшней темы, ещё раз ответим на вопрос: по какому же признаку разнообразные по внешнему виду растения принято объединять в определённые семейства. (Ответ учащегося). Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение (формула) цветка. Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных, рассматривая гербарные экземпляры побегов шиповника и проделав небольшую практическую работу.

Учащийся на гербарных экземплярах рассматривает цветки шиповника. Что можно здесь узнать о цветке. (Количество чашелистиков, количество лепестков, количество тычинок). Данные записываются в тетрадь. Неизвестными остаются сведения о пестике.

Учитель: Проделаем следующую практическую работу:

(Перед началом проводится инструктаж о безопасной работе с препаровальными иглой и ножом)

– предварительно размоченный плод шиповника разрежьте препаровальным ножом и рассмотри под лупой его внутреннее строение.

Что находится внутри плода?

Ответ учащегося: Семена (?)

Учитель: А теперь более внимательно с помощью лупы посмотрим на отдельное «семя». У него в верхней части имеется небольшой вырост.

Что напоминает? (Пестик). Но такой ответ детей маловероятен.

Учитель: Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить? 5чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок. А на месте, где должен находиться пестик, ученики обнаруживают, что пестик – не один, а много.

Учитель: Во что превращается пестик (завязь) после опыления?

Учащиеся: В плод.

Учитель: Вот и ответ. То, что ты принимал за семена, по определению, оказались плодами. Посмотри на следующий слайд, на котором изображено строение цветка. Учащийся на своих карточках подписывает названия частей цветка.

Правильность выполнения задания оценивает учитель.

Учитель: Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе, которое бывает: плоским, выпуклым и вогнутым. В случае шиповника, оно является вогнутым и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

Поставленная задача решена. Формула цветка найдена, тип плода определён.

Смотрим на слайд, на котором написана формула цветка без указания количества его частей: Ч Л Т П

Учащийся вставляет в эту формулу количество чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков. После чего цифры появляются на экране Ч5 Л5 Т П

На следующем этапе урока учащийся рассказывает о лекарственных и декоративных свойствах шиповника (Домашние заготовки). На экране компьютера в это время – демонстрация слайдов с различными представителями рода шиповника. На столе в вазе стоит букет роз. Учитель говорит: «Разве у неё 5 лепестков?» (Учащийся отвечает – множество). Но почему же мы не написали и такую формулу цветка? (учащийся делает предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное.) Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки. Настоящих лепестков у неё 5, а все остальные – видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров.

В заключении учитель задаёт загадку:

На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна.

IV. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Шиповник является витаминным чемпионом среди других растений. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место. Витамина С в его плодах в 10 раз больше, чем в чёрной смородине, в 100 раз больше, чем в яблоках и в 3-4 раза больше, чем в лимоне и облепихе.

Кроме витамина С, шиповник содержит витамины :

Шиповник высоко ценят в современной медицине. Богатые железом и витаминами плоды назначают при лечении авитаминоза, малокровия. Употребление плодов шиповника повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. Из плодов готовят лечебный препарат, который используют для лечения болезней печени. Масло шиповника используют для лечения ожогов, экзем и радиоактивных поражений кожи.

Шиповник используют с глубокой древности как декоративные кустарники благодаря множеству душистых цветков белого, розового и жёлтого цвета. Красивы и очень интересны красно-оранжевые плоды шиповника округлой, продолговатой и грушевидной формы. Шиповник хорошо приспосабливается к различным условиям. Он морозоустойчив, засухоустойчив, светолюбив и не слишком требователен к почвам. Высаживают кустарники по одиночке или в группе для создания живой изгороди.

Такие растения, которыми озеленяют наши города защищают воздух от загрязнения. Растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ,

задерживают мелкие частицы пыли, которые могут попасть вместе с воздухом в наши лёгкие при дыхании. Зелёные насаждения увлажняют воздух, приглушают шум на городских улицах.

Необходимо беречь и охранять зелёные растения, как в природе, так и в искусственных посадках.

Краткий анализ урока с позиции коррекционной направленности.

-развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах.

-формировать практические умения.

-развивать любознательность, познавательный интерес к биологии.

При проведении урока используются различные методы обучения: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности словесно наглядным методом, частично поисковым методом, методом беседы.

-контроль и самоконтроль учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный.

-практический (выполнение лабораторной работы).

Было предусмотрено задействовать зрительные и слуховые анализаторы. Коррекционная была запланирована на всех этапах урока.