О чём рассказ золотая роза

«Золотая роза», Паустовский: краткое содержание и анализ

Любовь к природе, языку и профессии писателя — об этом пишет К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (краткое содержание) именно об этом. Сегодня мы поговорим об этой исключительной книге и её пользе как для обычного читателя, так и для начинающего писателя.

Писательство как призвание

«Золотая роза» — особенная книга в творчестве Паустовского. Она вышла в 1955 году, на тот момент Константину Георгиевичу исполнилось 63 года. Эта книга может называться «учебником для начинающих писателей» только отдалённо: автор приоткрывает завесу над собственной творческой кухней, рассказывает о себе, источниках творчества и роли писателя для мира. Каждый из 24 разделов несёт в себе частичку мудрости умудрённого опытом писателя, который размышляет о творчестве исходя из своего многолетнего опыта.

В отличие от современных учебников «Золотая роза» (Паустовский), краткое содержание коей мы рассмотрим дальше, имеет свои отличительные черты: здесь больше биографии и размышлений о природе писательства, а упражнения отсутствуют совсем. В отличие от многих современных авторов Константин Георгиевич не поддерживает идею всё записывать, а писатель для него — не ремесло, а призвание (от слова «зов»). Для Паустовского писатель — голос своего поколения, тот, кто должен культивировать самое лучшее, что есть в человеке.

Константин Паустовский. «Золотая роза»: краткое содержание первой главы

Книга начинается легендой о золотой розе («Драгоценная пыль»). Она рассказывает о мусорщике Жане Шамете, который хотел подарить розу из золота своей знакомой — Сюзанне, дочке полкового командира. Он сопровождал её, возвращаясь домой с войны. Девочка выросла, влюбилась и вышла замуж, но была несчастлива. А по легенде, золотая роза всегда приносит счастье своему владельцу.

Шамет был мусорщиком, у него не было денег на такую покупку. Но он работал в ювелирной мастерской и додумался просеивать пыль, которую выметал оттуда. Прошло много лет, прежде чем крупиц золота стало достаточно для того, чтобы изготовить маленькую золотую розу. Но когда Жан Шамет пошёл к Сюзанне, чтобы вручить подарок, то узнал, что она переехала в Америку.

Литература словно эта золотая роза, считает Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание по главам коей мы рассматриваем, полностью проникнута этим утверждением. Писатель, по мнению автора, должен просеять очень много пыли, найти крупицы золота и отлить золотую розу, которая сделает жизнь отдельного человека и целого мира лучше. Константин Георгиевич считал, что писатель должен быть голосом своего поколения.

Писатель пишет, потому что слышит зов внутри себя. Он не может не писать. Для Паустовского писатель — самая прекрасная и самая сложная профессия на свете. Об этом рассказывает глава «Надпись на валуне».

Рождение замысла и его развитие

«Молния» — это глава 5 из книги «Золотая роза» (Паустовский), краткое содержание которой в том, что рождение замысла подобно молнии. Электрический заряд очень долго нарастает, чтобы позже ударить со всей силой. Всё, что писатель видит, слышит, читает, думает, переживает, накапливается, чтобы в один день стать замыслом рассказа или книги.

В следующих пяти главах автор рассказывает о непослушных персонажах, а также о зарождении замысла повестей «Планета Марц» и «Кара-Бугаз». Для того чтобы писать, нужно иметь о чем писать — главная идея этих глав. Личный опыт для писателя очень важен. Не тот, что создан искусственно, а тот, который человек получает, живя активной жизнью, работая и общаясь с разными людьми.

«Золотая роза» (Паустовский): краткое содержание глав 11-16

Константин Георгиевич трепетно любил русский язык, природу и людей. Они восхищали и вдохновляли его, заставляли писать. Писатель придаёт знанию языка колоссальное значение. Каждый, кто пишет, по мнению Паустовского, имеет свой писательский словарь, куда выписывает все новые слова, которые впечатлили. Он приводит пример из своей жизни: слова «глухомань» и «свей» были ему неведомы очень долгое время. Первое он услышал от лесника, второе нашёл в стихе Есенина. Значение его долго оставалось непонятным, пока знакомый филолог не объяснил, что свей — это те «волны», которые оставляет ветер на песке.

Нужно развивать чутье слова, чтобы мочь передать его смысл и свои мысли правильно. Кроме этого, очень важно грамотно расставлять знаки препинания. Поучительную историю из реальной жизни можно прочесть в главе «Случаи в магазине Альшванга».

О пользе воображения (главы 20-21)

Хотя писатель ищет вдохновение в мире реальном, воображение играет в творчестве большую роль, твердит Константин Паустовский. «Золотая роза», краткое содержание коей было бы неполным без этого, переполнена упоминаниями о писателях, чьи мнения насчёт воображения сильно расходятся. Например, упоминается словесная дуэль Эмиля Золя с Ги де Мопассаном. Золя твердил, что воображение писателю не нужно, на что Мопассан ответил вопросом: «Как же Вы тогда пишете свои романы, имея одну газетную вырезку и неделями не выходя из дома?».

Много глав, в том числе «Ночной дилижанс» (глава 21), написаны в форме рассказа. Это история о сказочнике Андерсене и том, что важно сохранять баланс между реальной жизнью и воображением. Паустовский старается донести до начинающего писателя очень важную вещь: ни в коем случае нельзя отказываться от реальной, полноценной жизни ради воображения и жизни выдуманной.

Искусство видеть мир

Нельзя питать творческую жилу только литературой — главная мысль последних глав книги «Золотая роза» (Паустовский). Краткое содержание сводится к тому, что автор не доверяет писателям, которые не любят другие виды искусства — живопись, поэзию, архитектуру, классическую музыку. Константин Георгиевич высказал на страницах интересную мысль: проза — это также поэзия, только без рифмы. Каждый Писатель с большой буквы читает очень много стихов.

Паустовский советует тренировать глаз, учиться смотреть на мир глазами художника. Он рассказывает свою историю общения с художниками, об их советах и том, как он сам развивал своё эстетическое чутье, наблюдая за природой и архитектурой. Сам писатель когда-то прислушался к нему и достиг таких вершин владения словом, что даже Марлен Дитрих стала перед ним на колени (фото выше).

В этой статье мы разобрали главные моменты книги, но это не полное содержание. «Золотая роза» (Паустовский) — книга, которую стоит прочесть каждому, кто любит творчество этого писателя и хочет узнать о нем больше. Она будет полезна также начинающим (и не очень) писателям, чтобы обрести вдохновение и понять, что писатель — не узник своего таланта. Более того, писатель обязан жить активной жизнью.

О чем рассказ :драгоценная пыль?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Рецензии на книгу « Золотая роза »

Константин Паустовский

Константин Георгиевич Паустовский — выдающийся русский писатель, его романы, повести и рассказы по праву считаются классикой отечественной литературы XX века. Для советских читателей Паустовский — это олицетворение человеческого и писательского благородства, совесть эпохи. Он был обойден всеми государственными премиями, но в 1964 году стал кандидатом на Нобелевскую премию в области литературы, и только вмешательство правительства СССР не позволило Паустовскому получить эту почетную награду. Нашу мевшая повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда. Это попытка постигнуть природу искусства слова на основе собственного опыта и осмысления творчества великих писателей. «У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная и прекрасная область человеческой деятельности никем, по существу, не изучена» — так начинается «Золотая роза». Повесть, впервые опубликованная в 1955 году, положила начало целому ряду книг о литературном творчестве — «Ни дня без строчки» Ю. Олеши, «Почтовая проза» А. Бека, «Заметки литератора» В. Пановой и др.

Лучшая рецензия на книгу

Необычный взгляд на творчество и творческий процесс — вот краткое описание этой книги. Большинство из нас, думаю, привыкли к сложному, обстоятельному и, признаться, всё же скучному анализу произведений и работы писателей. Бесконечные поиски аналогий, причины и следствия, скрытых ассоциаций и всего прочего утомляют и делают порой творческий процесс и личность автора ещё дальше от простых обывателей. Другое дело — портреты, созданные современниками: живые, яркие и самобытные. Образы таких же людей, как и мы, единственным отличием которых стало лишь наличие таланта и желания этот талант выразить. Это не суровые лица, смотрящие на нас с портретов в кабинете литературы. Обычные люди, живущие своей, зачастую непростой, но наполненной особым шармом жизнью. И немного этого шарма со страниц «Золотой розы» передаётся и читателю.

Константин Паустовский — одно из золотых (без преувеличения) перьев в литературе. Такую поэтичную, образную речь встретишь нечасто. И бесконечно обидно, когда такого человека по политическим и иным причинам лишают Нобелевской премии.
Паустовский с непривычной стороны рассматривает вопрос творчества. На личных примерах, не давая, по сути, конкретных советов, описывает, откуда могут прийти вдохновение, образы, сюжет и многое другое. Что даже из самой, казалось бы, пустяковой жизненной сцены, которая долгое время лежит в подсознании и настаивается в ожидании своего часа, может сложится роман. Естественно, ничего особо нового и необычного нельзя извлечь из этой книги. Но ведь повторение — мать учения, не так ли? Так почему же в очередной раз не напомнить себе, что полезно быть внимательным ко всем и ко всему, что в течение всей жизни не нужно прекращать постигать новое, что нужно совершенствоваться и порой для достижения цели идти через тернии? Во всём этом и таится вдохновение. Прописные истины, которые рассматриваются с точки зрения литераторов — самого Паустовского и некоторых других (как отечественных, так и зарубежных) писателей. Но никакого нравоучения, только краткие истории из жизни, зарисовки, дающие представление о работе Бунина, например, или Чехова, Гюго, Флобера и некоторых других видных авторов. Со многими отечественными писателями, которые упоминаются в книге, Паустовский был знаком и рассказывает о них с дружеским трепетом. Неожиданно даже захотелось перечитать что-нибудь у Бунина, вот так вот сразу и без конкретных пожеланий. Уж очень вкусно Паустовский пишет о его творчестве. С зарубежными, это понятно, несколько сложнее в плане личной оценки, но заметки о них не менее подробные и интересные. Кто любил работать по ночам, для кого идеальной атмосферой для творчества был шум и кто писал свои произведения в голове, записывая лишь отдельные яркие фразы? В этой книге вы найдёте ответы не только на эти вопросы, став счастливым обладателем таинственной золотой розы (про название сборника и определённый символизм, кстати, автор также повествует).

Книга оставила после себя приятное послевкусие, так что я бы определённо посоветовала её людям, увлечённым литературой не только по факту, но и, так сказать, изнутри. Здесь меньше Я (чем в книгах о творчестве, которые я читала), и больше жизни. Это стоит прочитать, и даже если не из-за полезной и новой информации, то точно ради прекрасного стиля Константина Паустовского.

Читайте так же:  Как правильно полить фаленопсис

Необычный взгляд на творчество и творческий процесс — вот краткое описание этой книги. Большинство из нас, думаю, привыкли к сложному, обстоятельному и, признаться, всё же скучному анализу произведений и работы писателей. Бесконечные поиски аналогий, причины и следствия, скрытых ассоциаций и всего прочего утомляют и делают порой творческий процесс и личность автора ещё дальше от простых обывателей. Другое дело — портреты, созданные современниками: живые, яркие и самобытные. Образы таких же людей, как и мы, единственным отличием которых стало лишь наличие таланта и желания этот талант выразить. Это не суровые лица, смотрящие на нас с портретов в кабинете литературы. Обычные люди, живущие своей, зачастую непростой, но наполненной особым шармом жизнью. И немного этого шарма со страниц… Развернуть

Рецензии и отзывы на книгу «Золотая роза» Константин Паустовский

Есть у меня список книг, которые просто необходимы для воспитания Человека. В этих книгах по крупицам рассыпаны важные моменты жизни внутреннего мира человека и показаны ориентиры гармонии и совершенства ( без пафоса).
Одна из этих книг «Золотая роза«. Для меня, эта книга про Красоту и Труд. Да, да- с большой буквы. Именно эта книга заставила юную меня задуматься над тем, что мастерство- это умение видеть оттенки, это простота за которой скрывается труд, поиск и обязательно Мечта.

Книга посвящена жизни и творческой судьбе писателей, она сплетена из очень разных историй, в них — и пережитое писателем, и вымышленное, и события, и люди, и места. Паустовский расскажет и о своей писательской юности, о том какие произведения он писал и какие хотел бы написать, он вспомнит своих предшественников — писателей и поэтов. А объединяет все эти жизни и судьбы — самая первая история, похожая одновременно на притчу, и на роман, и на мемуары — «Драгоценная пыль». Вот цитата, которая задает тон всей книге:
«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая
глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого
сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, —
все это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок,
собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из
этого сплава свою «золотую розу» — повесть, роман или поэму».

Предлагаемая книга-квинтэссенция творчества замечательного советского писателя, написанная им в 1955 г. (годы жизни Паустовского 1892-1868).
Вступление к книге называется «Поэзия прозы», сама же книга, на мой взгляд, своеобразный гимн «поэзии жизни». Под «поэзией жизни» я имею ввиду предпочтение чувственного восприятия окружающей действительности рациональному. По мнению автора, только такие люди могут стать настоящими писателями.
Первая половина книги представляет собой монолог учителя, делящегося опытом с последующим поколением писателей, вторая половина книги-небольшие эссе, посвященные творчеству некоторых писателей (см. фото содержания).
Книга будет интересна аудитории, которая любит неторопливое чтение, требующее обдумывания прочитанного;учтите, что главный герой книги- это ПИСАТЕЛЬ (по большому счету не сам Паустовский, а абстрактный), т.е.герой думающий (от чего нынешний читатель отвык),а не действующий. Помимо размышлений автора в книге встречаются воспоминания о событиях, послуживших причиной написания того или иного произведения, интересные факты из жизни известных писателей.

Краткое содержание Паустовский Золотая роза

Повесть «Золотая роза» состоит из нескольких глав. В первой главе, которая называется «Драгоценная пыль» идет речь об одном мусорщике по имени Жан Шамет. Давным-давно, будучи солдатом во время войны, он заболел лихорадкой, и его отправили назад на родину. Командир полка попросил Жана присмотреть за его маленькой дочерью Сюзанной и сопроводить ее во Францию. На протяжении всего пути Шамет всячески заботился о девочке и рассказывал ей истории о волшебной золотой розе, которая приносит счастье.

Спустя много лет мужчина вновь встречает Сюзанну, теперь уже взрослую женщину. У нее случилось несчастье – молодой человек предал ее, и теперь ей некуда идти. Несколько дней она живет в доме Шамета, но вскоре мирится с возлюбленным и покидает своего старого друга.

С этих пор Шамет перестает выбрасывать весь мусор, что остается после изготовления ювелирных украшений, и собирает оседающую в мастерских золотую пыль. Проходит немало времени, и ее накапливается столько, что хватает для создания золотой розы. Шамет просит ювелира сделать это замечательное украшение. Но передать розу Сюзанне так и не получилось. Она уехала в Америку, и найти ее было уже невозможно. После этого Шамет впадает в депрессию и через некоторое время умирает у себя дома в полном одиночестве. Роза предстает здесь как некое воплощение творческой мысли, которая подобно розе, появляется из золотых пылинок творческого труда писателя.

Вторая глава «Надпись на валуне» повествует о значимости писательской деятельности, о том, что автор литературного произведения, в какие бы стародавние времена он не жил, благодаря своим художественным творениям, останется в сердцах читателей навсегда.

В следующей главе под названием «Цветы из стружек» рассказывается о ценности великого дара, которым каждый из нас обладает с детства. Это дар смотреть на мир поэтически, всякий раз творчески переосмысливая происходящие в нем вещи и события. Только тот, кто, даже повзрослев, сумел сохранить свой детский талант, становится настоящим художником слова.

Первый рассказ. Здесь идет речь о судьбе одного еврея Йоськи, который влюбляется в прекрасную Христу. Они принадлежат к разной вере, их союз окружающие воспринимают враждебно. В итоге, общество их разлучает. Христя умирает, Йоська сходит с ума и живет в нищете.

Рассказ «Молния». Здесь идет речь о понимании художественного замысла как такового. Он подобен молнии – так же решителен и внезапен. Его появлению способствует происходящие вокруг события, они служат толчком к созданию чего-то нового, оригинального, удивительного.

В главе «Бунт героев» автор рассказывает о противостоянии выдуманных персонажей и создавшего их автора. Герои произведения словно оживают на страницах книг и не хотят подчиняться воле писателя.

В «Золотой розе» Паустовский акцентирует внимание читателя на том, насколько значимым является искусство слова. Оно бесценно и оно бессмертно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Паустовский. Все произведения

Золотая роза. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Знаменитый классик Фазиль Абдулович вошел в сокровищницу русской литературы XX века благодаря таким работам, как «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура». В ранней молодости он приобретал множество книг на рынке

В 1934 году сочинял радио сериалы для различных передач. В 1936 году один известный журнал напечатал произведение никому не известного 20-ти летнего писателя Предайте мёртвых земле этим молодым автором был Шоу

В первой главе говорится о биоформах – людях, структуру тела которых перестраивали для определенных работ, таких, где не помогли бы скафандры, специальное оборудование; после перестроенных людей приводили обратно в человеческий вид

На берегу по-осеннему неспокойного моря лежал старый цыган Макар Чудра. Холодный промозглый ветер овевал его тело, забираясь под распахнутый чекмень. Цыган не замечал холода

Рассказ о мальчике Феде Рыбкине. Федя вернулся домой, после катания на коньках. Дома было тихо. Его сестра уже приготовила домашнее задание и ушла на улицу с подружками.

Золотая роза

Купить в магазинах:

При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции

Авторы: Константин Паустовский

«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, всё это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» — повесть, роман или поэму.»

Константин Георгиевич Паустовский — русский писатель, автор очерков, рассказов, повестей, романов, его книги неоднократно переводились на многие языки мира. Повесть «Золотая роза» посвящена писательскому труду. В основе сюжета первого рассказа повести история простого французского паренька Жана Шамета. Когда-то он сопровождал маленькую дочь своего командира во Францию и развлекал ее легендами и преданиями родных мест. Одна из легенд повествовала о розе, которую отливали из золота. Она приносила счастье тому, кто владел ею. Через много лет Жан решает отлить такую розу для повзрослевшей девочки. Он работает мусорщиком в мастерских ювелиров. Просеивая золотую пыль, относит ее ювелиру, чтобы отлить розу. «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд… каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли», из которой создается рассказ, повесть, роман… Подробнее. Обо всём этом и не только в книге Золотая роза (Константин Паустовский)

Это талант, это дар! Это что-то неземное.

Как долго я искала повествование, которое станет таким родным, таким близким, которое всколыхнёт в сердце давно нетронутые струны, заставит вспомнить о дорогом, о самом сокровенном, о вечном, о прекрасном. О жизни, о людях, о нашем крае, о природе, о языке. Словом, обо всём отеческом, о Родине, о самом кровном, о самом любимом. О том, что никогда не забывается, но бывает, прячется где-то в глубине, но всегда отзывается трепетно, как только вспомнишь об этом.

Всё это я открыла для себя в произведении К.Г. Паустовского «Золотая роза». И я больше, чем уверена, что и все его другие работы выполнены так же поистине гениально и наполнены живыми словами и образами. И я не ошиблась при выборе фразы – «живыми словами». Его описания людей, природы настолько живописны, настолько реальны, они настолько настоящие, что я до сих пор не могу перестать удивляться мастерству писателя. Мне хочется жить в его строках, впитывать в себя всю красоту, что увидел он, воспел, что открыл незоркому глазу читателя. Как удивительно бережно автор относится к природе, любит каждую травинку, листочек, тропинку, ручеёк. Никогда я ещё не встречала столько оживлённых картин, ярких, подвижных.

Будто заботливый отец, он осторожно ведёт нас по жизни, будто нежный создатель, рассказывает о насущном. Его слог так и льётся, как подлинная поэзия. Фразы сами рождаются и складываются в строки. И невозможно остановиться вдруг на половине слова, невозможно не дочитать до конца. Предложения сами лезут в голову, окутывают мысли и создают эстетическое удовольствие. Автор, словно художник, рисует одну картину за другой, и все они такие убедительные, красочные, сочные, что ни на долю секунды не возникает сомнений, что так оно всё и есть.

Это талант, это дар! Это что-то неземное. Я никогда раньше не любовалась так природой, как в работах Паустовского! Я будто очутилась в лесу, в тишине, и я слышу щебет птиц, и я ощущаю влажную землю под ногами и вдыхаю сырой воздух. И так легко и глубоко дышится. Так хорошо становится на душе.
Я обязательно прочитаю, если не всего Паустовского, то большинство его произведений. Обязательно!
Это настоящий мастер слова, и я не могу перестать восхищаться его выдающимся способностям.
И что удивительно, что «Золотая роза» — это не роман и не повесть. Это всего лишь заметки о писательском труде. Паустовский рассуждает о том, кто он – писатель? Каким он должен быть? Как писать? Что знать? Но книга эта вовсе не руководство, вы не найдёте здесь пошаговых инструкций. Это личный опыт писателя, его откровения, замечания, секреты. Паустовский ничего никому не навязывает, он просто показывает на примерах и всё становится ясно без слов. Безусловно, «Золотая роза» адресована не только коллегам, здесь каждый найдёт для себя сокровища и тайно унесёт их с собой в сердце.

И не только о себе пишет Паустовский. Мы узнаем внутренний мир и привычки других русских писателей, будто сам автор нас с ними познакомит. И будем ходить с ними на рыбалку, ездить в разные города.
И невольно привяжемся к этому дружному кругу писателей и поймаем себя на мысли, что безоговорочно прочтём всех!

Читайте так же:  Как выращивать виноград в ленинградской области видео

Истории о мастерстве от мастера

Отличная книга о психологии и навыках писательского творчества. Для начинающего литератора — must read !

Очень трудно определить жанр книги — это не учебник, и не строго структурированное руководство. Пожалуй, лучше всего подойдёт определение «сторителлинг» 🙂 Автор рассказывает множество историй: из собственной жизни, из жизни других писателей, просто красивых зарисовок. Некоторые из них о писательском творчестве, а некоторые — иллюстрации к писательским техникам, о которых автор только что рассказал.

В тексте также очень много эпизодов из творческой жизни и цитат о собственном творчестве других писателей. Отличная подборка знаний «из первых рук» о писательском творчестве!

Основные идеи книги:
— писательство — не ремесло и не занятие — а призвание. А «. призывают к выполнению долга и трудной задачи». Чувство призвания не заменить ни трезвым расчетом, ни литературным опытом;

— тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хоть немного зоркости. Писателем может быть тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают;

— все виды искусства помогают писателю в усовершенствовании его зоркости и мастерства. Писатель, который не разбирается в живописи, музыке, архитектуре и проч. никогда не достигнет вершин мастерства;

— почва творчества: ощущение жизни как непрерывной новизны, способность видеть необычное в обычном. «Нужно научиться видеть. Хорошо может видеть людей и землю только тот, кто их любит» ;

— вдохновение — это рабочее состояние, когда человек сконцентрирован и «работает во всю свою силу как вол». Л.Толстой называл этот состояние «накатом»: «если накатит, то я пишу быстро. Ну, а если не накатит, тогда надо бросать». Но в это состояние мы можем погрузить себя сами, с помощью писательских ритуалов и привычек;

— если герои книги по-настоящему живые, они обязательно «вступят в войну» с автором, начнут сопротивляться его первоначальным замыслам;

— начало книги = напитаться информацией! Смотреть, пробовать, изучать ВСЁ — архивные документы, карты, картины и фотографии. Чем больше «фактуры» впитает в себя автор, тем достовернее потом будет текст. Хорошая проза поэтична (грань между прозой и поэзией очень тонка); она ритмична как музыка; монументальна, устойчива и пропорциональна как архитектурное сооружение и т.д. ;

— не надо пытаться впихнуть в текст ВСЕ наблюдения и детали! Важно отобрать их так, чтобы с помощью минимальных выразительных средств создать максимально выраженное состояние, сильное чувство;

— расширять словарный запас («искать и открывать слова», особенно в народном языке и классической литературе на родном языке), но не механически — а чувствовать их, включать слова в свой опыт. Составлять «личные словарь»;

— у каждого писателя есть свой «гений-вдохновитель». Обычно это тоже писатель, но по манере письма очень сильно отличающийся от самого автора 🙂 ;

— хорошие авторы персонифицируют свой текст, отождествляются с ним в процессе работы;

— «Нет ничего отвратительнее и тяжелее беспомощности перед материалом». Чтобы материал «сложился» в текст, нужно увидеть его под особым углом зрения. Например, глазами удачно выбранного главного героя. Например, через свой личный опыт;

— в основе творчества — воображение, способность выстраивать оригинальные и свежие цепочки ассоциаций.

. маленький-маленький «минус» книги. В конце книги приведено несколько авторских эссе-рецензий о творчестве любимых писателей и поэтов Паустовского (А.Блока, А.Грина, М.Пришвина, И.Бунина, М.Горького и др.). Лично мне эти эссе показались слишком пафосными :(. Хотя, м.б. это принятая стилистика того времени.

Я уверен, что любовь и уважение Паустовского к этим собратьям по перу искренние, но. как-то уж очень много слов в превосходной степени. Разве что полностью совпало наше (моё и Константина Георгиевича :)) восприятие творчества Пришвина и Грина. Но про остальных — я не согласен. Или не дорос ещё до понимания 🙂

Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского «Золотая роза»

Разделы: Литература

Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» проводилось в школе в рамках международного фестиваля «БиблиОбраз».

Целью конференции явилось привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи:

  • развитие у учащихся мотивации к чтению;
  • воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
  • развитие культуры устной и письменной речи;
  • формирование у детей и взрослых потребности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;
  • позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;
  • консолидация усилий классного коллектива, родителей, представителей школьной администрации для поддержки школьной библиотеки и популяризации чтения.

Оборудование:

  • портрет К. Г. Паустовского;
  • повесть «Золотая роза»;
  • иллюстрации ребят к повести;
  • иллюстрация обложки книги;
  • репродукции картин художников-импрессионистов.

Члены жюри: школьный психолог, социальный педагог, ведущий библиотекарь, родители.

Гости: учащиеся восьмых — десятых классов, заведующий учебной частью по науке, заведующий учебной частью по воспитательной работе, учителя, родители.

При содействии ведущего библиотекаря школы, Мекта Л. С., была выбрана форма мероприятия, книга для обсуждения, тема конференции.

Были сформированы творческие группы. Группа «Исследователи» (Поручиков Вячеслав, Бочкарёва Елена, Зверев Захар) собрала материал и подготовила презентации биографии писателя и путешествия по музею К. Г. Паустовского.

Группа «Связи с общественностью» (Швец Настя, Поручиков Вячеслав, Струкова Анастасия) при содействии учителя ИЗО подготовила афишу, плакат с фотоматериалом о ходе подготовки конференции, приглашения.

Группа «Театр» (Кравченко Максим, Самылина Настя, Зверев Захар) подготовила инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль».

Группа «Сценаристы» (Колесник Ксения, Кравченко Максим) совместно с учителем разработала сценарий конференции.

Знакомство с правилами проведения читательской конференции.

Дорогие ребята, уважаемые гости, фестиваль «БиблиОбраз» проводится каждые два года. В 2003 году состоялся первый фестиваль, посвященный школьной библиотеке. Он имел общероссийский статус, но в его работе активное участие принимали также писатели из Великобритании, Болгарии, США и Польши. «БиблиОбраз 2005» стал международным фестивалем, в котором участвовали 11 стран. К участию в фестивале «БиблиОбраз 2007» были приглашены 20 стран. Этот фестиваль направлен на поддержку и развитие школьных библиотек, на формирование у читателя в возрасте от 10 до 17 лет интереса к чтению и книге. Место проведения фестиваля: Центральный выставочный зал «Манеж» по адресу: Москва, Манежная площадь, д. 1. В рамках международного фестиваля «БиблиОбраз» в образовательных учреждениях проводится комплекс мероприятий, среди которых и наша читательская конференция. Надеюсь, что она никого не оставит равнодушным. А теперь слово предоставляю ведущим.

1-й ведущий — Максим.

1-ый ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы хотим представить Вам повесть К. Г. Паустовского «Золотая роза». Мы выбрали эту повесть, во-первых, потому что нас привлекло название, затем, когда мы прочитали аннотацию к ней, нас заинтриговало содержание, ведь это не простая книга, а книга о книгах, книга о творчестве и о творческих личностях, очень сложная книга. А мы любим преодолевать трудности.

2-й ведущий. Мы постараемся раскрыть её художественные достоинства, заинтриговать вас, чтобы каждый из присутствующих захотел прочитать эту замечательную книгу, чтобы она заняла по достоинству почётное место на «Золотой полке» школы и вашей семьи.

1-й ведущий. Программа конференции у всех на столах. Сначала мы хотим познакомить вас с автором повести, поэтому первыми выступят Поручиков Вячеслав и Зверев Захар с презентацией биографии и творческого пути писателя. Ребята подготовили рассказ об основных этапах жизненного и творческого пути писателя. Сообщение сопровождалось показом слайдов с фотографиями писателя, в том числе тех, которые не известны многим читателям.

2-й ведущий. А теперь Л. Бочкарёва поведет нас на экскурсию в музей К. Г. Паустовского. Презентация «Путешествие по музею К. Г. Паустовского».

Лена Б. подготовила интересный рассказ о литературном музее-центре К. Г. Паустовского. Она рассказала об удивительной судьбе здания, в котором находится музей. Это строение находится в Москве, в бывшей усадьбе князя С. М. Голицына. Он выписал из Германии ботаника для работы в саду и оранжерее и построил для него дом. Именно о таком доме и мечтал писатель: «:обязательно деревянный, небольшой, уютный, окружённый садом». Все сидящие в зале вслед за Леной проходят в дом писателя, видят на стенах портреты, уникальные фотографии мамы, сестры писателя. Особое место занимает фотография бабушки, с которой он дружил и любил её больше, чем всех своих родных. Читают письмо И. Бунина, в котором он восхищается рассказами Паустовского. И — последний портрет. Суровый, требовательный взгляд сквозь стёкла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд».

Представление любимой главы повести

1-ый ведущий. Мы все читали книгу «Золотая роза». Она состоит их отдельных глав, которые являются самостоятельными рассказами, но их объединяет одна тема — тема творчества. Каждый из нас индивидуален, у каждого есть свои любимые страницы повести. Следующие участники конференции выступят с представлением любимого рассказа. Последовательность указана в программе.

Несмотря на примерный план представления глав, выступления были совершенно разными. Настю С. как творческую натуру увлёк сюжет главы «Первый рассказ» своей романтической и трагической любовью, своим необычным композиционным приёмом рассказа в рассказе. В нём автор поведал о своём первом литературном опыте, рассказал о своей первой неудаче, о её причинах, как бы предостерегая будущих писателей от возможных ошибок.

Маша Б. подготовила своё выступление в виде презентации по рассказу «Надпись на валуне», в котором представила на обозрение слушателей картины художников-импрессионистов, судьба которых сродни судьбе голландского писателя Эдуарда Деккера. Они все жили и боролись, как могли, но «преодолели море». Море непонимания и непризнания при жизни. На экране сменялись одна за другой яркие, полные радости и счастья картины Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена, Ван-Гога. Ничего в них не напоминало о трудной, полной лишения жизни великих художников. Вот у кого надо учиться жить, таков вывод Маши.

Настя Ш. рассказала нам о том, что, оказывается, герои частенько не повинуются своим создателям, то есть писателям, что в процессе работы над рассказом, многие герои ведут себя совсем не так, как писатели планировали. Например, кто-то из гостей Л. Н. Толстого обвинил его в том, что он жестоко поступил с А. Карениной, заставив её броситься под поезд. Толстой улыбнулся и сказал, что это напоминает ему случай с Пушкиным. Он сказал какому-то приятелю: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». То же самое Толстой мог бы сказать и о своей Анне Карениной. По словам Насти и К. Г. Паустовского, произведение и, следовательно, герои по-настоящему, со всей силой, начинают жить в сознании писателя только в процессе работы над ними («Рассказ «Бунт героев»).

Ксюша К. из рассказа «Случай в магазине Альшванга» вынесла очень многое, но самое главное — какую огромную роль в организации всего повествования имеют знаки препинания. Без них рассказ превращается в бессмыслицу.

В. Гаспаряна больше привлёк словесный материал рассказа «Алмазный язык». Его рассказ приведём подробнее.

Меня поразил отрывок из рассказа «Алмазный язык», где Паустовский рассказывает о дожде. С ним связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко без времени, голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными прядями — всё это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его должно быть приносит оттуда, где дожди уже пролились. Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово крапать хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы. Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Читайте так же:  Пальма драцена цветет

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово спорый означает быстрый скорый. Спорый дождь льется отвесно сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля его выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает, и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами, как не царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной тубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

А в рассказе «Алмазный язык» К. Г. Паустовский пишет о множестве слов русского языка, которым он раньше не придавал значения, а в одно лето они для него открылись во всем звучании и красоте. Поистине у нас язык алмазный, состоящий из драгоценных сверкающих бриллиантов!

Это сообщение было интересно тем, что текст крупным шрифтом проецировался на экране, и слушатели могли увидеть эти «алмазные слова», которым и они, может быть до сих пор не придавали никогда особого значения.

Многие из нас читали рассказ Паустовского «Телеграмма», но никто, по крайней мере, из присутствующих в зале, как потом выяснилось, не знал, что у главной героини был прототип, это была знакомая К. Г. Паустовского, очень интересная женщина с удивительной судьбой. Свой рассказ Оксана Скаковская сопровождала показом слайдов с картинами А. Костовского «Клавдия Осиповна», В. Попкова «Октябрь», И. Глазунова «Горы» и закончила очень простыми, но важными словами, которые затронули каждого: «Мы никогда не должны забывать своих родных и близких и в первую очередь — родителей, об этом очень просто сказал в этом рассказе К.Г. Паустовский и поэт В. Берестов в своем стихотворении: /Любили тебя без особых причин./ За то, что ты — ты внук, / За то, что ты — сын, / За то, что малыш, / За то, что растёшь,/За то, что на маму и папу похож. / И эта любовь до конца твоих дней / Останется тайной опорой твоей:/ Никогда не надо забывать об этом, иначе мы потеряем опору в жизни».

Настя Карамсакова, представляя рассказ «Старик в станционном буфете», вызвала настоящий спор. Разговор зашёл о взаимопонимании, милосердии, совести, о гордости и человеческом достоинстве. Рассказ очень маленький, но произвёл большое впечатление на ребят. Почему? Что помогло писателю вызвать бурю негодования в ответ на слова молодых людей? Почему мы прониклись такой любовью и состраданием к маленькой собачке и старику? В споре выясняется истина. Истиной на этот раз оказалось мастерство писателя, а именно умелое использование деталей. Если бы не ряд подробностей (красные затылки молодых людей, передние лапки собачки, которые касались мокрого живота, когда они опускались от усталости, мусор, прилипший к мелким монетам, а самое главное — когда Пети подошла к старику и села, поджав хвост, даже не взглянув на колбасу), рассказ не имел бы такой резонанс. Ребята с увлечением искали в памяти детали и спорили, доказывая свою правоту.

Но самое большое количество баллов набрал рассказ «Золотая пыль». Его назвали самым интересным почти все. Завязалась дискуссия. Художественный пересказ подготовила Юлия П.

Викторину «КВН» провела Ксения К., Настя Елизарова подготовила сообщение «Цветовая семантика рассказа «Золотая пыль». (Приведём фрагмент выступления, так как он интересен в плане анализа).

Цветовая семантика рассказа «Золотая роза».

1. Рассказ начинается с описания окраин Парижа, где жил Шамет: старый крепостной вал, на котором ютились лачуги нищих, но этот крепостной вал был покрыт цветущими кустами жимолости и боярышника. Цветовых эпитетов нет, но эти кустарники цветут очень пышно белыми и желтыми цветами. Можно себе представить эту красоту! Но тут же задумываешься: нищие лачуги и красота окружающей природы. Вывод напрашивается один: писатель хотел показать отсутствие гармонии в мире.

2. Во время возвращения Шамета во Францию над океаном дымилась жара. Возникает ассоциация с желтым мутноватым цветом. Чистый светлый желтый цвет — это цвет солнца, золота, символизирует тепло, богатство, достаток, а этот подавляет психику, выражает стрессовое состояние. Поэтому девочка всё время молчала. Даже на рыб, вылетавших их воды, она смотрела, не улыбаясь.

3. Следующая встреча с цветовой семантикой происходит, когда у Шамета возникло смутное воспоминание, об увиденной в доме у старой рыбачки грубой золотой розе, выкованной из почернелого золота. Она поблескивала, хотя за окнами не было солнца, и мрачный шторм шумел над проливом. Все удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность, одна только мать Шамета знала, что продавать розу грех, потому что её «подарил на счастье» возлюбленный, когда старуха была еще смешливой девушкой. Поэтому золото сейчас не горит огнем, а только поблескивает в темноте, напоминая старухе о счастье. Все, у кого такая роза есть, будут счастливы и даже те, кто к ней прикоснется. Мы видим, что предсказание сбывается.

4. Метафора «океан горит огнем » из рассказа Шамета заставляет нас вместе с Сюзанной увидеть океан, охваченный пламенем заходящего солнца, увидеть сказочно-богатую красоту востока, понять, что Шамет был поэтом в душе, что он хотел согреть своим теплом девочку.

5. Тетю Сюзанны Паустовский одел в платье, украшенном черным стеклярусом. Она вся была, как цирковая змея, вдобавок у неё «поджатый желтый рот». Поэтому девочка прижалась к выгоревшей шинели Шамета.

6. Запомнилась нам всем синяя измятая лента из косы Сюзанны, которая пахла фиалками. Этот цвет символизирует и чистоту и непорочность небес, и полнокровную жизнь, а у некоторых писателей он ассоциируется с разлукой, как у А. Блока в стихотворении «Незнакомка». Мне не кажется, что именно это значение имеет здесь синий цвет.

7. Далее мы видим, что дни у Шамета сливались в «желтую муть«. Цвет говорит сам за себя. Тяжело было Шамету и безысходно.

8. И рядом опять возникает перед внутренним взором Шамета, как розовое облачко, старенькое платьице Сюзанны. От него пахло весенней свежестью, как будто, его тоже держали в корзине с фиалками.

9. Когда Шамет встретил Сюзанну на парапете, был туманный рассвет. Не ясный, солнечный. Сразу слово настораживает: тусклый, неяркий свет. Грустно и неспокойно становится на душе. Она была одета в сиреневое платье с черными кружевами. Это тоже символично: она собиралась броситься с моста, эти цвета подчеркивают душевное беспокойство, подавленность, горе.

10. Опять мы встречаемся со словом «золото», когда Шамет собирает ювелирную пыль. Да, пока это золото перемешано с грязью, но в конце рассказа из нее выковывают золотую розу, красивую и нежную, которую он собирался подарить Сюзане, чтобы она была счастлива. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон.

11. Но кому нужен старый нищий с серым лицом и пронзительными глазами?

12. И все его ожидание легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок. Заржавленный осколок: он чёрного цвета, покрытый бурой накипью. Этот цвет символизирует горе, страх и смерть.

13. Не стало Шамета, он так и не увидел Сюзанну, не подарил ей золотую розу, но её купил старый литератор, которому ювелир рассказал эту историю, и мы смогли ее прочитать. Стало быть, история Сюзанны не прошла незамеченной. Мы, современные читатели, благодаря ей тоже прикоснулись к «золотой розе», к красоте, к творчеству.

Инсценировка фрагмента из рассказа «Золотая пыль»:

«Прощание Сюзанны с Шаметом»

2-й ведущий. А теперь исследовательская группа «Театр» покажет инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль»: «Прощание Сюзанны с Шаметом».

Конкурс иллюстраций к книге

1-й ведущий. Слово художникам-оформителям. Защита рисунков.

(Ребята рассказывали об идее рисунка, о работе над ним, о предназначении иллюстрации).

Беседа по вопросам

Учитель. Ребята, по тишине в зале, по вашим глазам я поняла, что книга произвела на вас хорошее впечатление. Теперь подведём итоги.

— Что представляла собой роза Шамета?

(Она была выкована ювелирной пыли, которую с великим трудом собрал Шамет. Он думал, что она принесёт Сюзане счастье. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон — Сюзи и Щамет).

— Почему роза оказалась у пожилого литератора, ведь он, по мнению ювелира, был недостаточно богат, чтобы иметь такую драгоценную вещь?

(Видимо, решающую роль при покупке сыграла история золотой розы, рассказанная ювелиром литератору).

— Почему рассказ заканчивается размышлениями литератора?

(В финале литератор как будто подводит итог всей книге, говорит о том, что писатели, подобны Шамету, который из миллионов золотых песчинок сковал розу для счастья Сюзанны. Они из миллионов крупинок жизненных ситуаций, брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток литературы).

— А теперь прочитайте ещё раз последний абзац рассказа. Какие вопросы ставит писатель в этом произведении?

(Вопрос об истинном смысле жизни, вопрос о творчестве и творце, о жизни-подвиге ради создания свой «золотой розы»).

2-й ведущий: Слово жюри.

Члены жюри прокомментировали выступления всех ребят, отметили хороший уровень подготовки, наибольшее количество баллов присудили О. Скаковской

(презентация, хорошая речь, правильный вывод), Славе Поручикову (участие в подготовке, оформлении, оригинальность), Ксюше Колесниковой (участие в подготовке, грамотная выразительная речь) и Максиму Кравченко (участие в обсуждении, хорошая грамотная речь и лучшее исполнение роли).

Конференция вызвала большой интерес у школьников и взрослых, дала интересный материал для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательского интереса, вызвала исследовательский интерес, способствовала раскрытию творческого потенциала ребят, способствовала созданию «золотой полки» класса и семьи.