Как ты думаешь кто из рассказа крыжовник человек сомневающийся
Как ты думаешь кто из героев рассказа крыжовник сомневающийся человек
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
LERAFGF2gg
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Посмотри видео для доступа к ответу
О нет!
Просмотры ответов закончились
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Как ты думаешь кто из рассказа крыжовник человек сомневающийся
Вопросы к рассказу крыжовник.
1)Как ты думаешь, кто из героев рассказа » Крыжовник» человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему? 2)Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? 3)Какое сомнение мучит героя? 4) Как бы ты сформулировал:о чем этот рассказ? 5) Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком? 6) Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания? 7)Как ты объяснишь реакцию Буркина?
Похожие вопросы
Сомневающимся можно назвать Ивана Ивановича, старшего брата Николая Ивановича, мечтавшего о своем поместье и крыжовнике. Иван Иванович сомневался, что бедный чиновник, которым являлся его брат, сможет купить себе поместье. Главным героем рассказа является Николай Иванович, бедный чиновник, которому удалось осуществить свою мечту – посадить крыжовник в своем поместье. Герой страдает от того, что не сможет так быстро осуществить мечту из-за отсутствия нужного количества денег, поэтому он женится, чтобы увеличить свой капитал. Рассказ о превращении мещанского чиновника в богатого помещика. Богатство, как и нищета, очень плохо влияют на Николая Ивановича, превращая его в бездушного человека.
Приложение к уроку литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова (рабочий лист)
Рабочий лист к уроку включает в себя викторину, дневник двойной записи, задания для групповой работы, диаграмму Венна, оценочный лист и рефлексию.
Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку литературы в 10 классе по творчеству А.П.Чехова (рабочий лист)»
Рабочий лист учащегося 10 класса__________________________________________________
Тема: А.П.Чехов. Личность и творчество писателя.
Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»? ___________________
Продолжите известное высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: . »____
В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена? __________________________________________________________
Перескажите в нескольких словах содержание рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника». _____
Персонажем какого рассказа Чехова является полицейский Очумелов? _____________________
Кому писал письмо Ванька Жуков и о чём просил в письме________________________________
Как звали сына героя рассказа «Толстый и тонкий»? ______________________________________
Назовите «лошадиную» фамилию, которую не мог вспомнить Иван Евсеевич.________________
«Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем.»
«Хорош белый свет. Одно только не хорошо — мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм… Работать надо, все остальное — к черту! Главное — быть справедливым, остальное — приложится».
«От праздности происходит умственная и физическая дряблость.»
«Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой.»
Помогите пожалуйста написать мини сочинение на тему человек сомневающийся и не сомневающийся в рассказу «Крыжовник»(2-5 предложений)плз
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Рассказ «Крыжовник» был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском. Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли. Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник — свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал “настоящим” помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что- то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного. Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро. И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат — ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин. Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи. И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А.П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX — начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.
Как ты думаешь кто из рассказа крыжовник человек сомневающийся
Вопросы к рассказу крыжовник.
1)Как ты думаешь, кто из героев рассказа » Крыжовник» человек сомневающийся- Буркин, Алехин, Иван Иванович, Николай Иванович, рассказчик? Почему? 2)Кого ты бы назвал главным героем рассказа? Почему? 3)Какое сомнение мучит героя? 4) Как бы ты сформулировал:о чем этот рассказ? 5) Почему так изменился Николай Иванович, став помещиком? 6) Как, по-твоему, Николай Иванович, достигший своей жизненной цели, достоин уважения или призрения, понимания? 7)Как ты объяснишь реакцию Буркина?
Похожие вопросы
Сомневающимся можно назвать Ивана Ивановича, старшего брата Николая Ивановича, мечтавшего о своем поместье и крыжовнике. Иван Иванович сомневался, что бедный чиновник, которым являлся его брат, сможет купить себе поместье. Главным героем рассказа является Николай Иванович, бедный чиновник, которому удалось осуществить свою мечту – посадить крыжовник в своем поместье. Герой страдает от того, что не сможет так быстро осуществить мечту из-за отсутствия нужного количества денег, поэтому он женится, чтобы увеличить свой капитал. Рассказ о превращении мещанского чиновника в богатого помещика. Богатство, как и нищета, очень плохо влияют на Николая Ивановича, превращая его в бездушного человека.
Чехов “Крыжовник”
Произведения Антона Павловича Чехова – это панорамная картина человеческих нравов, пороков и доблестей, недостатков и достоинств.
Прозаик был по-бальзаковски плодовит, пытался разглядеть и описать все мельчайшие черточки на коже человеческой натуры. Только, в отличие от французского предшественника, Чехов облекал свои наблюдения в короткую форму рассказа.
За 25 лет автор создал около 9 сотен произведений, включая более габаритные пьесы и повести. Особый исследовательский интерес вызывает рассказ «Крыжовник». Он входит в так называемую «Маленькую трилогию», лейтмотивом которой является тема «жизни в футляре», или просто «футлярность».
Большой замысел «Маленькой трилогии»
В 1998 году в восьмом номере журнала «Русская мысль» появилось два коротеньких рассказа Чехова «Крыжовник» и «О любви». Им предшествовал «Человек в футляре», напечатанный на страницах той же «Русской мысли».
Произведения воспринимались целостно даже без глубокого погружения в смысл хотя бы потому, что у них были смежные герои. Это три приятеля – врач-ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский, учитель Буркин и помещик Алехин. От истории к истории каждый из персонажей выступает в роли повествователя. Так, Буркин рассказывает об удивительной судьбе учителя Беликова из его родного городка («Человек в футляре»), Чимша-Гималайский повествует о брате-помещике («Крыжовник»), Алехин ностальгирует о романтической истории, произошедшей с ним самим («О любви»).
На самом деле Антон Павлович никакой трилогии не писал. Произведения объединили в цикл и назвали «Маленькой трилогией» уже исследователи его творчества. Тогда, в 90-е, замысел Чехова был намного масштабней.
Он хотел создать роман в рассказах, объединенных общими темами и героями. Было даже готово техническое название – «Рассказы из жизни моих друзей». Однако масштабного произведения не вышло. Сперва помешала работать болезнь, потом пропал энтузиазм. Писалось постно, невкусно, вспоминает сам Чехов, «точно на шестой неделе поста».
От великого замысла читателю осталось только три небольших рассказа, которые, однако, вошли в число лучших произведений русского классика и стали программными. Надо сказать, что их объединяет нечто большее, чем смежные персонажи. Все три истории связаны общей философией «футлярной жизни».
История чиновника, который мечтал стать барином
Рождению замысла «Крыжовника» послужил рассказ известного юриста, приятеля Чехова, Анатолия Федоровича Кони. Он как-то поведал историю о петербургском чиновнике, который долгое время копил деньги на очень дорогой парадный мундир, вышитый золотом. Наконец, мундир был сшит, но подобающего случая надеть его не представилось.
Всю зиму вещь протомилась в шкафу, и золотые вышивки потускнели от нафталина. Мундир потерял свой первоначальный лоск. Спустя полгода его хозяин скончался и, по злой насмешке судьбы, его похоронили в том самом мундире, на который он так долго копил и который не надел при жизни.
Чехова очень тронула эта история, и вот он уже делает первые черновые наброски. В них петербургский чиновник превращается в служащего казенной палаты, который всю жизнь копит на поместье с прудом и кустами крыжовника.
В качестве рассказчика выступает ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский. Возвращаясь с охоты со своим приятелем учителем Буркиным, он попадает под дождь. Друзья решают переждать непогоду в усадьбе Алехина, которая находится неподалеку. Выкупавшись и устроившись поудобнее в гостиной, мужчины начинают вести неспешную беседу. Тут-то Иван Иванович и рассказывает о своем родном брате Николае Ивановиче, который на склоне лет сделался помещиком.
Детство братьев Чимша-Гималаевских прошло в дворянском поместье. Однако после смерти отца имение забрали за долги. О размеренной барской жизни пришлось забыть. Иван Иванович выучился на врача, Николай Иванович стал служащим казенной палаты. Несмотря на это брат Николай, не покинул мечты обзавестись собственным имением с прудом, в котором будут плавать уточки, и садом, засаженным кустами крыжовника.
Мечта так завладела Николаем Ивановичем, что он жил впроголодь, ходил в обносках, отказывал себе во всех радостях жизни и все копил, копил, копил. Женился поздно и только по той причины, что у его избранницы (совершенно некрасивой стареющей вдовы) имелся кое-какой капитал.
Эти деньги Николай Иванович кладет в банк и продолжает вести аскетичный образ жизни. За несколько лет он уморил супругу голодом и постоянными лишениями. Смерть жены Николая Ивановича особо не трогает, ведь у него огромная радость – он, наконец, скопил достаточно денег на поместье! Кимча-Гималаевский покупает землю с домом в Чумборокловой Пустоши и гордо делает приписку к названию «Гималайское тож».
Спустя несколько лет Иван Иванович навещает брата. «Гималайское тож» производит на него удручающее впечатление: вместо чистого пруда желтая речка, вокруг смог из-за действующих неподалеку заводов, везде котлованы, канавы, заборы, какие-то несуразно высаженные елки.
Во дворе его встречает толстая ленивая собака и заплывшая жиром неопрятная кухарка. Брата Иван Иванович сперва не узнает. Из скромного чиновника тот превратился в типичного барина. Толстый, ленивый, самодовольный, он дни напролет занимается тяжбами с вышеуказанными заводами, обходами своих владений и блаженной праздностью.
Наконец, к столу подают первый урожай крыжовника. Ягоды кислые, невкусные, но Николай Иванович этого не замечает. Он счастлив, его мечта сбылась. И даже ночью он встает из постели, чтобы съесть ягодку-другую своего обожаемого, долгожданного крыжовника.
«Футлярная» жизнь Николая Ивановича
История Николая Ивановича Чимши-Гималайского является примером так называемого «футлярного» образа жизни. Это жизнь, скованная правилами, нормами, условностями, не принимающая ничего нового, заплесневелая, нафталинная. Развитию и прогрессу в ней противопоставляется застой и регресс.
У каждого свой футляр. Вот Николай Иванович большую часть жизни был скован собственной мечтой. Он корпел на однообразной неинтересной работе, терпел материальные лишения, женился без любви. Все для того, чтобы в будущем купить поместье.
По сути его мечта не была гнусной. Николай Иванович не жаждал несметных богатств, не грезил быть властелином мира – только дом, земля, пруд, спокойная помещичья жизнь, которую у него, по нелепой прихоти судьбы, отняли в юные годы. Ах, да! Еще кусты крыжовника – такая-себе маленькая прихоть, идущая в довесок к идиллической картинке, нарисованной молодым Николаем Ивановичем.
Чехов осуждает не саму мечту чиновника Чимши-Гималайского, а мелкочинный, отвратный путь к идеалу. В результате просто не могло получиться ничего стоящего. А потому, став барином, Николай Иванович надевает на себя новый футляр. Он запирается в своем уродливом поместье и начинает вести бессмысленное существование.
Новый помещик никак не улучшает окружающую местность, лишь городит глухие заборы от внешнего мира. Его не интересуют аграрные инновации, благополучие и просвещение крестьян. Взаимодействие барина с местными сводится к взбучкам за провинности да небольшими алкогольными презентами по праздникам. И даже крыжовник вырастает невкусный как символ того, что дело всей жизни Николая Ивановича оказалось бесполезным.
Самое страшное – «футлярные люди» настолько плотно закрылись в своих убежищах, что не могут объективно оценить действительность. И Николай Иванович счастлив, всецело и слепо.
В следующей статье мы рассмотрим одно из самых известных произведений А.П. Чехова «Смерть чиновника». Это короткий, но очень глубокий рассказ.
Предлагаем вам ознакомиться с коротким юмористическим рассказом Чехова “Налим”, в котором автор описал повадки этой рыбы, а так же высмеял людей, которые всегда знают что нужно делать, и убеждают в этом других.
Слово автора
Ранний Чехов рассказывал свои истории, словно шутя. Он всегда стоял в стороне от своих героев, предоставляя читателю полную свободу для анализа и умозаключений. Поздняя проза – это горькая ирония. Проблематика произведений остро задевает писателя, он больше не может быть сторонним наблюдателем. Однако свою точку зрения автор высказывает очень деликатно, не обращаясь к нарочитому назиданию.
В «Крыжовнике» авторскими устами заговорил Иван Иванович Чимша-Гималаевский, брат помещика из Чумборокловой Пустоши. Он осуждает образ жизни брата, считает его гибельным не только для конкретного человека, но и для всей нации.
Себялюбивость как порок
Человеческая жизнь не может сводиться к трем аршинам земли, собственному эгоистичному счастью. Нельзя существовать в своем уютном футляре, нужно расширять горизонты, думать о будущем. Целеустремленность хороша, но цель должна быть стоящей.
Эмоциональная речь Ивана Ивановича, увы, не произвела впечатления на слушающих. Буркин, далекий от подобного образа мыслей, засобирался спать. Алехин слушал вполуха, поскольку говорилось не о сене, крупе или дегте. Да и сам Иван Иванович печально прибавляет, что перемены – дело молодых, а он слишком стар. Перед сном ветеринарному врачу остается только помолиться о судьбе «нас грешных».
Такой финал не случаен. Чехов с горечью осознает, что Россия еще очень далека от кардинальных перемен, она кишит людьми в футлярах разного образца. К концу рассказа дождь так и не утихает, он продолжает стучать в окна всю ночь. Но когда-то, по негласному закону природы, непременно выглянет солнце.
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по УМК под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В
Столичный учебный центр
г. Москва
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по УМК под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В
1. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ главного героя.
2.Братья Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу». Что в работниках института, в магах восхищает Сашу Привалова? Почему он называет магов « людьми с большой буквы»?
1.Расскажите историю с шинелью. Какие чувства она может вызвать в большей степени: тоску, грусть, насмешку, жалость, отвращение, сострадание, скорбь?
2. Можно ли считать стихотворение М. А. Светлова и К. М. Симонова произведениями о подвиге человека на войне? (Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Жди меня »
1.Что объединяет повесть Н. В. Гоголя « Шинель » и рассказ А. П. Чехова « Душечка»?
2. Джеймс Олдридж « Последний дюйм». В повести Бен говорит сыну: «Никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь ». Что помогло Деви преодолеть страх и бессилие? Является ли подвигом его поведение в сложившейся ситуации?
1. Последствия одного опыта (по произведению М. А. Булгакова « Собачье сердце »). Что собою представляет Шариков?
2.В.Шаламов. «Последний бой майора Пугачёва». За что вёл свой « последний бой » майор Пугачев? Почему он думал о своих соратниках и не видавших их заключённых, оставшихся в лагере, как о «лучших людях в его жизни»?
1.Кто из героев рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» «человек сомневающийся»? Расскажите о нём.
2.Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен » (1929) Как относится Ремарк к своим героям? Сохранили ли они человечность в страшных условиях войны, или война ожесточила их сердца?
1.Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Какие сомнения одолевали Алёхина и Анну Алексеевну? Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять?
2.Н.А.Некрасов. «Русские женщины». Можно ли назвать подвигом поступок княгини Е. И.Трубецкой?
1. Жан Батист Мольер и его эпоха. Почему Журден назван Мольером « мещанином во дворянстве»? Расскажите о Журдене.
2.Н. А. Некрасов. « Русские женщины». Можно ли назвать подвигом поступок княгини М. Н. Волконской?
1.Холодные воды реки Оккервиль (Т. Н. Толстая « Река Оккервиль» ). Что такое для Симеонова « река Оккервиль »? Понимает ли он, что образ, который он для себя создал, может не соответствовать реальной действительности? 2. Джеймс Олдридж. « Последний дюйм». Образ отца и сына .
1. « Опыты» М. Монтеня. Можно ли назвать книгу Монтеня «Опыты» наставлением молодому поколении, или это размышления, лишённые назидательности? Или это исповедь автора? 2.Б.Л.Васильев. « Завтра была война». О чём мечтали, к чему стремились молодые герои Б.Л.Васильева?
1.Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм и творчество Карамзина.
2.Б.А.Лавренёв «Сорок первый». Какое значение имел поручик в жизни Марютки? Какой переворот произошел в её душе после того, как она его убила?
1. Лиза — главная героиня повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза ».
2. М. Ю. Лермонтов . « Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного.
1. Природа — одно из важнейших действующих лиц повести Н. М. Карамзина
« Бедная Лиза ». Почему Карамзин уделяет так много внимания описаниям природы? Какую роль играет природа в повести?
2. « Прощай же, грусть …» (Франсуаза Саган « Здравствуй, грусть ». Что такое « грусть» в повести Ф. Саган? Почему она приходит к Сесиль?
1.М. Ю. Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Расскажите о молодом опричнике Кирибеевиче.
2. А. П. Чехов « Палата №6». Образ Рагина. Чем отличается Андрей Ефимыч
Рагин от окружающих?
1. Н. В. Гоголь « Ревизор». Чем же всё- таки страшен городским чиновникам приезд ревизора? Думают ли они о собственной вине перед городом или их волнуют исключительно личные интересы?
2.С. Д. Довлатов. «Наши». К какому жизненному финалу приходит отец героя? Закономерен ли этот финал? Можно ли назвать отца человеком разочарованным?
1.Н.В. Гоголь « Ревизор». Образ городничего.
2.М.Ю.Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Образ Ивана Грозного.
1.Н. В. Гоголь « Ревизор». Образ Хлестакова. Почему свою пьесу Н. В. Гоголь назвал комедией?
2. Виктор Гюго. « Отверженные». Жан Вальжан – главный герой романа. Расскажите о нём.
1.Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза ». Эраст – герой повести. Является ли он положительным или отрицательным героем? Как проявляется характер Эраста в его взаимоотношениях с Лизой?
2.Романтизм и романтическая пьеса М.Ю.Лермонтова «Мцыри ». Жалеет ли Мцыри о трёх днях свободы, которые, быть может, будут стоить ему жизни?
1. Н.В. Гоголь «Ревизор». Образ городничего.
2.Эрнест Хемингуэй. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» ( по произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море » ).
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по УМК под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Е. В
1. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ главного героя.
2.Братья Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу». Что в работниках института, в магах восхищает Сашу Привалова? Почему он называет магов « людьми с большой буквы»?
1.Расскажите историю с шинелью. Какие чувства она может вызвать в большей степени: тоску, грусть, насмешку, жалость, отвращение, сострадание, скорбь?
2. Можно ли считать стихотворение М. А. Светлова и К. М. Симонова произведениями о подвиге человека на войне? (Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Жди меня »
1.Что объединяет повесть Н. В. Гоголя « Шинель » и рассказ А. П. Чехова « Душечка»?
2. Джеймс Олдридж « Последний дюйм». В повести Бен говорит сыну: «Никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь ». Что помогло Деви преодолеть страх и бессилие? Является ли подвигом его поведение в сложившейся ситуации?
1. Последствия одного опыта (по произведению М. А. Булгакова « Собачье сердце »). Что собою представляет Шариков?
2.В.Шаламов. «Последний бой майора Пугачёва». За что вёл свой « последний бой » майор Пугачев? Почему он думал о своих соратниках и не видавших их заключённых, оставшихся в лагере, как о «лучших людях в его жизни»?
1.Кто из героев рассказа А.П.Чехова «Крыжовник» «человек сомневающийся»? Расскажите о нём.
2.Эрих Мария Ремарк. «На Западном фронте без перемен » (1929) Как относится Ремарк к своим героям? Сохранили ли они человечность в страшных условиях войны, или война ожесточила их сердца?
1.Расскажите историю любви Алёхина и Анны Алексеевны. Какие сомнения одолевали Алёхина и Анну Алексеевну? Достойны ли герои осуждения за эти сомнения, или их можно понять?
2.Н.А.Некрасов. «Русские женщины». Можно ли назвать подвигом поступок княгини Е. И.Трубецкой?
1. Жан Батист Мольер и его эпоха. Почему Журден назван Мольером « мещанином во дворянстве»? Расскажите о Журдене.
2.Н. А. Некрасов. « Русские женщины». Можно ли назвать подвигом поступок княгини М. Н. Волконской?
1.Холодные воды реки Оккервиль (Т. Н. Толстая « Река Оккервиль» ). Что такое для Симеонова « река Оккервиль »? Понимает ли он, что образ, который он для себя создал, может не соответствовать реальной действительности? 2. Джеймс Олдридж. « Последний дюйм». Образ отца и сына .
1. « Опыты» М. Монтеня. Можно ли назвать книгу Монтеня «Опыты» наставлением молодому поколении, или это размышления, лишённые назидательности? Или это исповедь автора? 2.Б.Л.Васильев. « Завтра была война». О чём мечтали, к чему стремились молодые герои Б.Л.Васильева?
1.Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Сентиментализм и творчество Карамзина.
2.Б.А.Лавренёв «Сорок первый». Какое значение имел поручик в жизни Марютки? Какой переворот произошел в её душе после того, как она его убила?
1. Лиза — главная героиня повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза ».
2. М. Ю. Лермонтов . « Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного.
1. Природа — одно из важнейших действующих лиц повести Н. М. Карамзина
« Бедная Лиза ». Почему Карамзин уделяет так много внимания описаниям природы? Какую роль играет природа в повести?
2. « Прощай же, грусть …» (Франсуаза Саган « Здравствуй, грусть ». Что такое « грусть» в повести Ф. Саган? Почему она приходит к Сесиль?
1.М. Ю. Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Расскажите о молодом опричнике Кирибеевиче.
2. А. П. Чехов « Палата №6». Образ Рагина. Чем отличается Андрей Ефимыч
Рагин от окружающих?
1. Н. В. Гоголь « Ревизор». Чем же всё- таки страшен городским чиновникам приезд ревизора? Думают ли они о собственной вине перед городом или их волнуют исключительно личные интересы?
2.С. Д. Довлатов. «Наши». К какому жизненному финалу приходит отец героя? Закономерен ли этот финал? Можно ли назвать отца человеком разочарованным?
1.Н.В. Гоголь « Ревизор». Образ городничего.
2.М.Ю.Лермонтов. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Образ Ивана Грозного.
1.Н. В. Гоголь « Ревизор». Образ Хлестакова. Почему свою пьесу Н. В. Гоголь назвал комедией?
2. Виктор Гюго. « Отверженные». Жан Вальжан – главный герой романа. Расскажите о нём.
1.Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза ». Эраст – герой повести. Является ли он положительным или отрицательным героем? Как проявляется характер Эраста в его взаимоотношениях с Лизой?
2.Романтизм и романтическая пьеса М.Ю.Лермонтова «Мцыри ». Жалеет ли Мцыри о трёх днях свободы, которые, быть может, будут стоить ему жизни?
1. Н.В. Гоголь «Ревизор». Образ городничего.
2.Эрнест Хемингуэй. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» ( по произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море » ).
Викторина по жизни и творчеству Тургенева
Столичный учебный центр
г. Москва
Викторина по творчеству И.С. Тургенева
1. В раннем детстве за ласковый и кроткий нрав мать называла Ваню «дочкой»: «Моя . ». Как переделывала она на женский лад его имя? Каким наказанием подвергала своего любимого сына Варвара Петровна за всякие мелочи и пустяки, приговаривая: «Сам знаешь, за что»?
2. Какое любимое занятие было у семилетнего мальчика?
3. Кто внушал будущему писателю, что сочинять стихи может «либо пьяница горький, либо круглый дурак»?
4. Кто из студенческих друзей Тургенева, поэт и философ, которым он восхищался, называя «царским сыном, не знавшим о своём происхождении», рано умер от чахотки?
5. А другой друг, бывший в молодости гегельянцем, стал анархистом и занялся революционной деятельностью. Кто он?
6. Кого Тургенев называл «сестрой и лучшей единственной подругой», но связать с ней свою судьбу не захотел?
7. О какой случайной и мимолетной встрече юноша написал так: «Я успел только разглядеть его белые зубы и живые быстрые глаза»?
8. Начав как поэт, Тургенев одну из ранних своих поэм назвал именем пушкинской героини в двух его поэтических произведениях. Что это за имя? Назовите произведения Пушкина.
9. Кого начинающий писатель считал «отцом и командиром»?
10. О каком письме молодой Тургенев писал: «Белинский и его письмо, это — вся моя религия»?
11. Ранние тургеневские произведения подписаны псевдонимом «Т. Л.». Что он означает?
12. Кому в начале 40-х гг. Тургенев был представлен как «молодой русский помещик, славный охотник, интересный собеседник и плохой поэт»?
13. В «Евгении Онегине» Пушкина мать Татьяны «звала Полиною Прасковью» — аналогичная история произошла и в жизни Тургенева, и русская девушка не только сменила имя, но и превратилась во француженку. Кто она?
14. О каком чужом гнезде говорил Тургенев: «Полно сидеть на краешке чужого гнезда»?
15. Кто напутствовал Тургенева, отметив его первые прозаические опыты: «Вы нашли свой настоящий род»?
16. Какую «аннибалову клятву» дал в юности Тургенев и следовал ей всю жизнь?
17. По поводу каких событий он говорил, что «в те дни мир находился в родовых схватках»? С каким бывшим крепостным, ставшим известным актером, подружился Тургенев в конце 40-х гг., написав для него роли в двух своих пьесах?
18. В ком из своих старших современников Тургенев видел «великого художника» и благоговел перед ним, «даже когда не соглашался с ним»?
19. «Какую русскую душу не потрясут эти слова?!» — воскликнул в отчаянии и потрясении Тургенев в марте 1852 г. Что это за слова?
20. Как был наказан Тургенев за отклик (некролог) на смерть Гоголя?
21. Какую повесть, ставшую хрестоматийной, написал он, сидя под арестом в полицейской части?
22. О ком из тургеневских героев говорят: «Ведь у него просто Минина и Пожарского рука»? Что это значит?
23. О каком тургеневском произведении автор отзывался как о «лепте, внесенной в сокровищницу русской литературы», а критик — как о новом слове: писатель «зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто ещё не заходил»?
24. Как по-вашему, Хорь и Калиныч — это имена или фамилии?
25. Какое прозвище и почему получил лесник и известно ли его имя?
26. Какие песни исполняют певцы в одноименном рассказе и кто из них побеждает?
27. О ком из персонажей мы узнаем, что он по господской воле был казачком, кучером, поваром, актёром, садовником и, наконец, рыболовом у пруда, где не водится рыба?
28. Какой рассказ хотел написать и включить в «Записки. » Тургенев о расправе крестьян с жестоким помещиком?
29. Кто и о ком с возмущением говорит: «Я, разумеется, тотчас же приказал её остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню. Больной член лучше отсечь разом»? За что наказана «она»?
30. А кто с наслаждением прислушивается к звукам, доносящимся из конюшни, и подражает им: чюки-чюк?
31. В каком рассказе герой описывает удивительную землю, где обитает вещая птица Гамаюн, где золотые яблоки растут на серебряных ветках и люди живут «в довольстве и справедливости»?
32. Чья это ироническая характеристика: «. выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтенья небольшой охотник. В карты играет мастерски. Вообще. считается одним из образованнейших и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры»?
33. А вот другая характеристика: «. первая красавица во всей нашей дворне, — высокая, полная, белая, румяная, — хохотунья, плясунья, певунья!» Кто она и какая трагедия произошла с ней?
34. В каком рассказе приведено авторское размышление о русском человеке: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет, — ему всё равно»?
35. Узнаете ли вы тургеневских героев из «Записок охотника»: а) добрый, любящий всё живое, поэтически настроенный; б) практичный и умный, внешне похожий на Сократа; в) угрюмый, страдающий от одиночества, но не утративший доброты; г) странник и правдоискатель, ищущий лучшей доли для всех; д) преданно любящая и несчастная крестьянская девушка, брошенная самодовольным, избалованным камердинером богатого барина?
36. Тургенев — мастер пейзажа, его картины природы пластичны, полны движения, ритмичны. Попробуйте в следующих описаниях подставить пропущенные слова: «Бледно-серое небо светлело, холоднело, синело, звезды то мигали слабым светом, то . , отсырела земля, запотели . , кой-где стали раздаваться . звук и голоса, и жидкий, ранний . уже пошёл бродить и порхать над землёю». Не помните, откуда взят этот отрывок?
37. Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча: «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, а детей и не бывало вовсе» — напоминает парный портрет героев русского писателя — предшественника Тургенева. Каких героев?
38. А начало повести «Первая любовь»: «Гости давно разъехались» — сходно с известным зачином «Гости съезжались на дачу» другого великого предшественника. Кого?
39. Кого из гениев мировой литературы Тургенев назвал «всепрощающим сердцеведцем»?
40. Какие тургеневские произведения написаны по мотивам Шекспира и Гете?
41. Говорят, что для русской словесности Тургенев сделал то же, что Петр I для России: «прорубил окно в Европу». Что это означает?
42. Кого из русских писателей особенно пропагандировал Тургенев на Западе?
43. С кем из французских писателей он дружил и общался?
44. Кого из современных писателей он считал «подлинным русаком», которому дорога Россия, а не славянофильство?
45. На какой юбилей в 1855 г. Тургенев был приглашён и приехал в Москву?
46. На слова какого тургеневского стихотворения о «первых и последних встречах» был написан популярный романс, который исполняется до сих пор?
47. В какой пьесе цензура предложила автору превратить замужнюю женщину, увлечённую студентом, в старую деву или вдову, чтобы не оскорблять общественной нравственности?
48. Как первоначально назывался роман «Рудин» и почему Тургенев отказался от первого заглавия?
49. «Когда он смеялся, лицо его принимало странное, почти старческое выражение, глаза ёжились, нос морщился. » Чей портрет приведён здесь? А вот у героя другого русского писателя тоже была странность: когда он смеялся, глаза его не смеялись. Чем ещё похожи эти герои друг на друга?
50. Подтверждает или опровергает автор мнение о Рудине, что его слова «так и останутся словами и никогда не станут поступком»?
51. Описывая студенческий кружок Покорского, Тургенев отдает дань реальному руководителю такого кружка, членом которого состоял и он сам. О ком вспоминает писатель?
52. Кого современники узнавали в Рудине?
53. Кто бросает Рудину обвинение: «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертве»?
54. Кто из персонажей романа вначале обвиняет Рудина в актёрстве, а потом меняет мнение о нём и говорит: «В нём есть . , а это самое драгоценное качество в наше время»? Какое качество противопоставляется актёрству?
55. Главный герой как бы окружён «двойниками», которые выявляют или утрируют (усиливают) его сильные и слабые стороны. Назовите их.
56. Кого цитирует в своей речи и письмах Рудин: «Блажен, кто смолоду был молод» и «До чего ты, моя молодость, довела меня, домыкала, что уж шагу ступить некуда»? С кем из литературных героев он сравнивает себя?
57. Знали ли защитники баррикад, кто такой Рудин?
58. Как называлась статья Чернышевского о повести «Ася», в которой доказывалось, что в несчастной любви виноват нерешительный, слабый герой, пасующий перед нею?
59. Кто из тургеневских героев, как блудный сын, возвращается в родной дом и обретает утраченное им чувство родины?
60. Какие автобиографические мотивы отразились в романе «Дворянское гнездо»?
61. Какого толстовского героя напоминает Лаврецкий и внешностью, и характером, и некоторыми моментами биографии?
62. Какие литературные ассоциации вызывает у вас встреча Лаврецкого в конце романа с молодежью: «Играйте, веселитесь, растите молодые силы. »?
63. Какой смысл вкладывал в название «Накануне» автор, а какой — критик, написавший знаменитую статью?
64. Перед каким выбором стоит молодая Россия в романе (выбор символизируется в образах «женихов» Елены)? Случайно ли имя героини?
65. Был ли прототип у Инсарова?
66. В чём видел Инсаров залог победы над завоевателями и освобождения Болгарии?
67. Какие две статуэтки вылепил Шубин, пытаясь понять характер Инсарова?
68. Как «участвует» природа в истории любви Елены и Инсарова?
69. Какие два слова, свидетельствующие о драматическом раздвоении души, произносит в бреду умирающий Инсаров?
70. Завершает роман письмо Шубина: «И вот теперь я, отсюда, из моего „прекрасного далёка», снова вас спрашиваю. ». Кого и о чем спрашивает Шубин? Откуда он пишет письмо и почему берет в кавычки слова «прекрасного далёка»?
71. Какой тип русской женщины открыл писатель?
72. Кто из его героинь ведёт дневник и записывает в нём свои душевные мечты и мысли: «Быть доброй — этого мало; делать добро. да. это главное в жизни. Но как делать добро?»
73. А другая в самую горькую минуту раскрывает наугад томик Пушкина и читает: «Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней». Кто она и откуда прочла пушкинские строки?
74. Почему Тургенев после многолетней дружбы с Некрасовым и сотрудничества в «Современнике» ушёл из журнала и порвал отношения с его редактором?
75. Опираясь на мировую литературу, Тургенев выделяет два человеческих типа: решительный энтузиаст-борец и вечно сомневающийся мыслитель. В каких тургеневских образах воплощены эти типы?
76. В ком из своих героев Тургенев видел «антипода Рудина», «независимую душу и гордеца первой руки»?
77. Задумав роман «Отцы и дети», какую подготовительную работу проделал писатель, чтобы понять изнутри чуждую ему душу?
78. Тургенев любил обозначать точные даты происходящих в его романах событий. Когда начинается действие в «Отцах и детях»?
79. В связи с чем в романе дважды упоминается 1848 год?
80. Против кого, как утверждал автор, был направлен его роман?
81. Кому он был посвящен?
82. Разъясняя мировоззрение своего героя, Тургенев подчеркивал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: . ». Какое слово пропущено?
83. Кто считает Базарова «живодёром» и «прощелыгой», а кто относится к нему как к «шуту гороховому»?
84. Какие базаровские афоризмы вы знаете: «Природа не храм . », «Порядочный химик . », «И Рафаэль . », «Важно то, что дважды два четыре . »?
85. Какие эпитеты пропущены в следующих описаниях: «крепко стиснул его обнаженную . руку, которую тот не сразу ему пожал» и «вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными . ногтями»? Чьи это руки?
86. О чем Базаров говорит: «Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество»?
87. Выполняет ли Базаров свою первоначальную «программу любви»: если нравится женщина, добивайся её, а не выйдет — отойди — «земля не клином сошлась»? А кто последовал ей?
88. Как называли в губернии Николая Петровича и за что?
89. На каком инструменте играл и что любил исполнять Николай Петрович?
90. Какую книгу отобрал у него Аркадий?
91. «Он любил помечтать, деревенская жизнь развила в нём эту способность» и «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад — мизантропическая душа». Кто они?
92. Чьи строки и откуда декламировал Николай Петрович: «Как грустно мне твоё явленье, Весна, весна, пора любви. »?
93. И дважды повторяется упоминание о прошедших десяти годах: «Десять лет прошло как сон» и «Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». К кому оно относится?
94. Известно ли вам что-нибудь о прототипе Павла Петровича?
95. Что хранит уехавший за границу в конце романа Павел Петрович на память о России?
96. В каком увлечении свёл автор двух героев-антиподов?
97. Какое варенье хранится в комнате у Фенечки с собственноручной её надписью на бумажной крышке?
98. По какому поводу Базаров заявил Аркадию: «О, друг мой, Аркадий Николаевич. об одном прошу тебя — не говори красиво»?
99. А сам Базаров, произносит ли он красивые, возвышенные фразы? Закончите одну из них: «Дуньте на умирающую лампаду. ». К кому она обращена?
100. Кто о ком говорит: «Он, что сокол, захотел — прилетел, захотел — улетел, а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком, и ни с места!»?
101. Каким уменьшительным именем мать зовет Базарова?
102. Через месяц после начала действия в романе Базаров вспоминает о дне своего ангела. Когда день ангела у героя?
103. С каким русским политическим деятелем начала XIX в. сравнивает себя Базаров, упомянув о своём деде-дьячке, т. е. о своём поповском происхождении?
104. Отец Базарова гордится, что во время Отечественной войны щупал пульс у знаменитого поэта, своего тёзки. У кого?
105. Сколько историй любви, описанных в «Отцах и детях», вы можете перечислить?
106. Что имеет в виду Одинцова, утверждая, что она и Базаров «слишком одинаковы»?
107. Что объединяет карикатурно эмансипированную Кукшину и Одинцову?
108. Как Базаров размышляет перед смертью о том, кто нужен России?
109. Последние базаровские слова: «Теперь. темнота» — перекликаются с последней фразой одного шекспировского героя: «А дальше. тишина». Кого?
110. А словами другого литературного героя: «ум с сердцем не в ладу» — можно определить любовную драму Базарова. Назовите этого героя.
111. «Тяжёлая, одинокая слеза», которая катилась по щеке Павла Петровича во время объяснения с Фенечкой, напоминает «нечеловеческую слезу» лермонтовского героя: «. из померкших глаз слеза тяжёлая катится». Кто он?
112. В чём причина смерти Базарова и её символичность?
113. Угадал ли Базаров, что будет расти на его могиле?
114. Какими эпитетами наделяет автор базаровское сердце в конце романа: «Какое бы . , . , . сердце ни скрылось в могиле. »?
115. А современник Тургенева назовёт Базарова «беспокойным и тоскующим», а его сердце «великим». Кому принадлежал этот отзыв?
116. О ком из тургеневских героев Герцен отозвался как о «пустейшем человеке с душистыми усами»?
117. Кто из критиков и в каком демократическом журнале выступил против «Отцов и детей», назвав их «карикатурой самой злостной» и клеветой на современную молодёжь?
118. Прямо противоположного мнения о романе был другой критик, посвятивший ему две статьи. Кто и какие?
119. Через 60 лет режиссер В. Э. Мейерхольд намеревался экранизировать «Отцов и детей» и хотел пригласить на роль Базарова советского поэта. Кого?
120. Тургеневские романы обычно имеют эпилоги, которые начинаются так: «Прошло ещё несколько лет. Был осенний холодный день», «Прошло восемь лет. Опять наступила весна. », «С тех пор минуло уже около пяти лет, и никакой вести не приходило больше об . », «Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима. ». Назовите, в каких романах даны эти эпилоги.
121. Тургеневские романы заканчиваются на трагедийной или элегической ноте, а иногда с неопределенно-вопросительной интонацией: «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать — и пройти мимо» или «Увар Иванович поиграл перстами и устремил в отдаление свой загадочный взор». На какой вопрос так и не ответили герой и автор?
122. Тургенев считал, что писатель должен быть психологом, но не явным, а каким?
123. О ком Тургенев отзывался то как о «гиганте среди остальной литературной братии», то как о «слоне в зверинце»?
124. Чей роман Тургенев встретил резко неприязненно: «Его манера возбуждает во мне физическое отвращение»?
125. Себя Тургенев считал «одним из писателей междуцарствия — эпохи между . и будущим главою». Кого он имел в виду?
126. «И его, и твои мемуары — правдивая картина русской жизни только на двух её концах — и с двух разных точек зрения», — писал Тургенев Герцену. О каких мемуарах шла речь?
127. У кого в гостях Тургенев говорил, что хозяевам будущее России представляется вроде патриархальной и радушной обители, как их имение Абрамцево. Что это была за семья?
128. Кого называют «последней любовью» Тургенева?
129. О каком своем романе Тургенев писал: «Ругают все — и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку, особенно сбоку», возможно, имея в виду отрицательные отзывы «литературной братии» — Толстого, Гончарова, Достоевского, Тютчева?
130. К каким двум своим произведениям начала 70-х гг. писатель предпослал эпиграфы: «Весёлые годы. Счастливые дни, — Как вешние воды, Промчались они» (из старинного романса) и «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом» (из записок хозяина-агронома)?
131. Позднее, разъясняя последний эпиграф, Тургенев подчеркивал, что плуг «не значит революция, — . ». Что он противопоставил революции?
132. В предварительном плане последнего своего романа автор так охарактеризовал одного из героев: «Темперамент уединенно революционный, но не демократический, натура трагическая — и трагическая судьба». Кто этот герой?
133. В предсмертной записке к другу Нежданов просит прочитать в «Евгении Онегине» один отрывок: «Окна мелом забелены; хозяйки нет». Почему он вспомнился герою в самую горестную минуту?
134. Чем концовка «Нови»: «„Безымянная Русь!» — сказал он наконец» напоминает финал первого тургеневского романа?
135. Оглядываясь на своё романное творчество и подводя ему итоги, Тургенев скажет: «Из всего моего литературного прошлого я имею причины быть довольным именно этой повестью». Какой роман из шести выделил сам автор?
136. Какое заглавие дал Тургенев своим «стихотворениям в прозе»?
137. Какое свидание со старым другом, во время которого не было произнесено ни одного слова, описано в стихотворении «Последнее свидание»?
138. О героине какого стихотворения высказано два диаметрально противоположных суждения: «дура» и «святая»?
139. Тургенев восхищался удивительной русской женщиной, которая во время войны за освобождение Болгарии пошла в сестры милосердия, перенесла много тягот и опасностей, умерла от тифа, и посвятил её памяти одно из своих стихотворений в прозе. Какое?
140. Заглавия трёх стихотворений представляют собой цитаты: «Услышишь суд глупца. », «Как хороши, как свежи были розы. » и «О моя молодость! О моя свежесть!». Кого цитирует автор и какую неточность допускает в последней цитате?
141. В стихотворении «Русский язык» Тургенев называет его своей «поддержкой и опорой» и определяет его несколькими эпитетами. Какими?
142. Какое стихотворение заканчивается сентенцией: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. — Только ею, только любовью держится и движется жизнь»?
143. Вставьте пропущенные слова в тургеневских афоризмах: а) «Первые страдания, как первая любовь, не . , — и слава Богу!» («Рудин»); б) «. весной легко расставаться — весной и. тянет вдаль» («Лес и степь»); в) «Всё минется, одна . останется»; г) «Россия без каждого из нас . может, но никто из нас без неё не может . »; д) «Благодарность — долг; всякий человек платит свои долги, но любовь — не . »; е) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва . ».
144. С чем прощался Тургенев в письме к Я. Полонскому перед смертью: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня моему саду, молодому . , . поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу»?
145. Умирая вдали от Родины, Тургенев просил похоронить его рядом с дорогой ему могилой. Чьей?
1. Жаннет. Собственноручно секла розгами, а если он отвечал, что не знает, секла вторично.
3. Мать Варвара Петровна.
4. Николай Станкевич.
5. Михаил Бакунин.
6. Сестру Бакунина Татьяну.
8. «Параша». «Домик в Коломне» и «Медный всадник».
9. В. Г. Белинского.
10. О «Письме к Гоголю» Белинского.
11. Тургенев-Лутовинов. Лутовинова — девичья фамилия матери, Спасское-Лутовиново — название родового имения.
12. Французской певице Полине Виардо.
13. Незаконная дочь Тургенева Пелагея, воспитывавшаяся в семье Виардо.
14. О семье Полины Виардо.
16. Бороться с крепостным правом.
17. О французской революции 1848 г.
20. Арестован и просидел месяц в полицейской части, а затем сослан в своё имение.
22. О Герасиме — громадные руки, как у памятника.
23. О «Записках охотника». Критик — В. Г. Белинский.
24. Хорь — наверное, прозвище, а Калиныч — отчество.
25. Бирюк — одинокий, угрюмый человек. Зовут его Фомой.
26. Рядчик поёт плясовую «Распашу я молода-молоденька. », а Яков Турок — «Не одна во поле дороженька пролегала. ». Побеждает второй.
27. Сучок в рассказе «Льгов».
28. «Землеед» — как крестьяне заставили помещика есть землю за то, что тот её отрезал у них.
29. Помещик Зверков о горничной Арине, посмевшей полюбить и просить разрешения на замужество.
30. Стегунов Мардарий Аполлонович («Два помещика»).
31. «Касьян с Красивой Мечи».
33. Лукерья из «Живых мощей» — многие годы лежит неподвижно, разбитая параличом.
34. «Хорь и Калиныч».
35. а) Калиныч; б) Хорь; в) Бирюк; г) Касьян; д) Акулина («Свидание»).
36. «. исчезали», «. листья», «. живые», «. ветерок». «Бежин луг».
37. Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Гоголя.
40. «Гамлет Щигровского уезда», «Степной король Лир» и «Фауст».
41. Тургенев познакомил Европу с российской словесностью и сам переводил на французский язык произведения русских писателей.
42. Пушкина, Гоголя, Крылова.
43. С Г. Флобером, П. Мериме, Э. Золя, Д. Доде, Г. де Мопассаном, Жорж Санд, бр. Гонкур.
44. А. Островского.
45. Столетний юбилей Московского университета, в котором он учился.
46. «Утро туманное, утро седое. » («В дороге»).
47. «Месяц в деревне».
48. «Гениальная натура» — ироническое звучание, тем более что Лежнев говорит, что если в Рудине гениальность и есть, то натуры нет никакой.
49. Рудин и Печорин — «лишние люди», искавшие смысла жизни, странники, всюду и всем чужие, мятущиеся души, но один энтузиаст, а другой скептик.
50. Опровергает его гибелью на баррикадах в Париже в 1848 г.
51. О Н. Станкевиче.
53. Наталья Ласунская.
54. Лежнев, товарищ студенческих лет. Энтузиазм.
55. Лежнев, Пандалевский, Басистов.
56. Пушкин. «Евгений Онегин» и Кольцов. «Перепутье». С Дон-Кихотом.
57. Нет, они считали его поляком и не знали его имени.
58. «Русский человек на «rendez-vous».
59. Лаврецкий («Дворянское гнездо»).
60. Детские годы в деревне, спартанское воспитание, отношения с отцом, разрыв с женой, русской парижанкой, — отзвук размолвки с Виардо, желание вернуться в Россию и заняться сельским хозяйством.
61. У Пьера Безухова мать — крепостная крестьянка, неудачная женитьба и разрыв с женой, новая любовь, неудовлетворенность жизнью и т. п.
62. С пушкинским «Здравствуй, племя младое, незнакомое. » («Вновь я посетил. »).
63. Накануне появления «русских Инсаровых» и накануне революции — Добролюбов. Его статья называлась «Когда же придет настоящий день?».
64. Берсенев — наука, Шубин — искусство, Курнатовский — государственная деятельность, Инсаров — гражданский подвиг. Елена Прекрасная — из-за которой началась Троянская война.
65. Болгарин Николай Катранов женился на русской девушке Ларисе, уехал на родину, скончался от туберкулеза в Венеции, писал стихи, был переводчиком.
66. В патриотическом единении, общей цели: «Последний нищий в Болгарии и я — мы желаем одного и того же».
67. Героя и барана, поднявшегося на задние ноги и склонившего рога для удара.
68. Объяснению в любви предшествует гроза, смерть Инсарова происходит на фоне роскошной природы Италии.
69. «Резеда и Рендич» — запах духов Елены и соотечественник, один из организаторов восстания.
70. Будут ли люди в России, похожие на Инсарова. Из Рима, слова Гоголя, тоже жившего там.
71. «Тургеневская девушка», сочетающая в себе душевную чистоту и силу духа, способная к самопожертвованию, ищущая не просто возлюбленного, но героя, который укажет путь к «деятельному добру».
72. Елена Стахова.
73. Наталья Ласунская. Из «Евгения Онегина».
74. Из-за статьи Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённой роману «Накануне» и опубликованной Некрасовым в «Современнике» вопреки просьбе Тургенева не делать этого.
75. Гамлет и Дон-Кихот. Инсаров — Дон-Кихот, Рудин — Гамлет.
77. Вёл дневник от лица Базарова.
78. 20 мая 1859 г.
79. В 1848 г. после смерти жены Николай Петрович поехал во Францию и вынужден был вернуться. В 1848 г. умерла княгиня Р., Павел Петрович потерял свои воспоминания.
80. «. против дворянства как передового класса».
81. В. Г. Белинскому.
83. Слуга Кирсановых Прокофьич и собственные его крепостные.
84. «. мастерская, и человек в ней работник», «. в 20 раз полезнее всякого поэта», «. гроша медного не стоит», «. а остальное всё пустяки».
85. «. красную», «. розовыми». Базарова и Павла Петровича.
86. Об одухотворенной любви.
87. Нет, он не смог отойти и забыть, в отличие от Аркадия.
88. «Красным» — завел «ферму».
89. На виолончели. «Ожидание» Шуберта.
90. Пушкина, поэму «Цыганы».
91. Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы.
92. Пушкина из «Евгения Онегина».
93. Речь идет о счастливой семейной жизни Николая Петровича и о пребывании Павла Петровича в России после разрыва с княгиней Р.
94. Алексей Столыпин-Монго, родственник, друг и секундант Лермонтова, которого тоже поработила любовь, которому тоже был свойствен культ собственной особы и который угасал за границей во Флоренции.
95. Пепельницу в форме деревенского лаптя.
96. В увлечении Фенечкой.
97. «Кружовенное» (крыжовник).
98. Аркадий сравнил падение сухого кленового листа с полётом бабочки и сделал вывод: «. самое печальное и мёртвое — сходно с самым весёлым и живым».
99. «. и пусть она погаснет». К Одинцовой.
100. Мать Базарова о сыне.
101. Енюша, Енюшечка.
102. 22 июня, святой Евгений.
103. Со Сперанским.
104. У Василия Андреевича Жуковского.
105. Николая Петровича к жене и Фенечке, Павла Петровича к княгине Р. и Фенечке, Базарова к Одинцовой и Фенечке, Аркадия к Одинцовой и Кате.
106. Что оба они люди умные и живут рассудком.
107. Обе бездетны, лишены чувства материнства, а Кукшина даже говорит: «. слава Богу. нет детей».
108. «Я нужен России. Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»
112. «Анатом» и «физиолог» русской жизни губит себя при вскрытии трупа мужика.
113. Нет, он говорил о лопухе, а растут цветы и две ёлки.
114. «. страстное, грешное, бунтующее».
116. О П. П. Кирсанове.
117. М. Антонович в «Современнике». «Асмодей нашего времени».
118. Д. Писарев. «Базаров» и «Мыслящий пролетариат».
120. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» (о Елене), «Отцы и дети».
121. «Дворянское гнездо» и «Накануне». Когда появятся в России новые люди.
123. О Л. Н. Толстом.
124. «Что делать?» Чернышевского.
126. О «Былом и думах» Герцена и «Семейной хронике» С. Т. Аксакова.
127. Семья Аксаковых.
128. Актрису М. Савину, которую Тургенев увидел в спектакле «Месяц в деревне» в Петербургском Александринском театре в 1879 г.
130. Повесть «Вешние воды» и роман «Новь».
132. Нежданов, разочаровавшийся в народничестве.
133. Это описание смерти Ленского — «Закрыты ставни, окна мелом Забелены. Хозяйки нет. » (опустевший дом).
134. Безымянным гибнет Рудин на баррикаде в Париже.
135. «Отцы и дети».
136. «Senilia» — стариковские, старческие.
137. С умирающим Некрасовым.
138. «Порог» — о юной революционерке.
139. «Памяти Ю. П. Вревской».
140. Пушкина («Поэту»), Мятлева («Роза») и Гоголя («Мертвые души»), но у Гоголя — «О, моя юность!».
141. «Великий, могучий, правдивый и свободный».
142. «Воробей» — о том, как воробьиха спасла своего птенца, выпавшего из гнезда, загородив его от собаки.
143. а) «. не повторяется»; б) «. счастливых»; в) «. любовь»; г) «. обойтись»; д) «. деньги»; е) «. страдать».
145. Белинского, на Волковом кладбище в Петербурге.