Белая красная желтая розовая чайная черная роза
Урок русского языка по теме «Развитие речи. Составление текста-описания»
Цели урока:
- Обучение составлению небольшого текста-описания по открытке.
- Обогащать словарный запас речи учащихся.
- Развивать выдумку, фантазию, воображение.
- Развивать умение выражать свои чувства и настроение.
- Воспитание внимательного отношения к природе.
- Воспитание любви и бережного отношения к родному языку.
Оборудование: Презентация (Приложение), фотографии разных цветов; в индивидуальных конвертах (для каждого ученика): карточки с текстами, открытка, по 2 цветка из бумаги разных цветов.
І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст-описание, а помогать в этом нам будут цветы. (Слайд 1)
– Тему нашего урока можно определить словами русского поэта:
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
(К. Бальмонт) (Слайд 2)
– Что такое «мозаика»? Проверим себя, как это слово объясняется в словаре иностранных слов. (Слайд 3)
ІІІ. Музыкальная пауза.
– Кто узнал эту музыку? («Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»)
– Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)
– Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс?
ІV. Словарная работа.
– Узнать слова по описаниям-загадкам и записать их в тетради:
(Слайд 4)
То фиолетовый. То голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названьем он наделён,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета.
(Колокольчик)
(Слайд 5)
На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нём считаем.
Сердцевинка жёлтая у цветка того,
Будто крошка-солнышко забралось в него.
(Ромашка)
(Слайд 6)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь,
Хоть не красный он, а синий,
Всё ж на звёздочку похож!
(Василёк)
(Слайд 7)
Был тугим он кулачком,
А разжался – стал цветком.
(Тюльпан)
(Слайд 8)
На зелёном шнурочке белые звоночки.
(Ландыши)
(При записи слов уточняется, какие средства использованы в загадках для описания цветов)
– Объяснить орфограммы в словах.
V. Работа по развитию речи.
1) Составление предложения из слов-лепестков (записать в тетради).
Нежно светится под кустом серебристый ландыш.
– Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
– Какой эпитет использован для описания ландыша?
2) Записать предложение под диктовку.
Ландыш – это подарок весны.
– Почему ландыш назван подарком?
3) Повторение признаков текста.
– Сколько предложений записали?
– Что получилось? (Текст)
– Назовите признаки текста. (Тема текста, главная мысль, заглавие, части текста)
Белая красная жёлтая розовая чайная чёрная роза разбор слова как части речи
Ответ или решение 1
Выполним морфологический разбор всех слов:
1) роза (Какая?) белая — имя прилагательное,
начальная форма — белый, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже;
2) роза (Какая?) красная — имя прилагательное,
начальная форма — красный, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже;
3) роза (Какая?) желтая — имя прилагательное,
начальная форма — желтый, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже;
4) роза (Какая?) розовая — имя прилагательное,
начальная форма — розовый, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже;
5) роза (Какая?) чайная — имя прилагательное,
начальная форма — чайный, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже;
6) роза (Какая?) черная — имя прилагательное,
начальная форма — черный, использовано в женском роде, единственном числе, именительном падеже.
Автор — Ugolieok. Это цитата этого сообщения
Магические символы: Роза***
Роза является, наверное, самым распространенным цветочным символом.
Роза худ. Cicely Mary Barker
В геральдике она употреблялась в гербах богатой знати, дворянства, королевских особ, а также широко использовалась в символике различных тайных союзов — розенкрейцеров, массонов и т. д. Она стала восприниматься как знак глубокой тайны, молчания. В качестве такого символа роза встречается на кубках для вина, в интерьерах (могла помещаться на стене, над столом, на полу), на книгах, одежде и различных атрибутах.
В магии роза играет особую роль в различных магических действах.
Как символ любви особая роль розы пришла из иранской литературы и искусства, так же как мотив, объединяющий розу и вино. Этот символ был особенно популярен в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике восемнадцатого века, выступая здесь как символ земной чувственной страсти. Эволюция образа розы перешла к более поздней поэтической и мистической традиции в искусство романтизма и символизма.
Цветовая символика розы
Цветовая символика розы и ее элементов весьма многообразна, хотя наибольшей популярностью пользуются красные розы. Различные оттенки красной розы имеют множество символических значений:
ярко-красная (или алая)
— красота, совершенство, изящество, радость, пламенная любовь, материнство, удовольствие, земной мир, солнце, таинство, тишина, но также олицетворяет смерть, загробный мир (Древняя Греция, Рим, Китай, Иран, германоязычные страны), огонь (алхимия);
пурпурная (или темно-красная)
— мученичество Христа, Божественную любовь, милосердие (христианство);
— нежность, юность, весна, утренняя заря, красота (античность);
— слава, пышность, небесное блаженство, аромат, мудрость, молитва, церковь, абсолютный успех;
— символизировала неверность, измену. Однако в Китае была символом царской власти, поэтому чайная роза была выбрана в качестве эмблемы столицы Китая — Пекина. Она также может выступать и как символ солнца, звезды, богини любви и красоты, женщины (преимущественно красивой);
— единство, Союз, имя Аллаха, божественная любовь (ислам), символ воды (алхимия); чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков.
— жилище Брахмы, Вселенная, знак, закон, путь порядка (В буддизме стилизованное изображение цветка розы часто приобретает вид мандалы — «платформа мироздания» и означает тройственную истину. Это — звезда, а в более глобальном значении — символ, визуальное отражение модели Вселенной);
— символ невозможного. Встречается в качестве эмблемы в некоторых эзотерических обществах. По этой же причине русское общество художников начала XX в. взяло название «Голубая роза».
Черные розы – самые необычные и редкие, для тонких ценителей готичной красоты, эмблема печали и смерти. Поэтому их иногда называют черная вдова.
От радости до печали
В древности роза символизировала радость. Так, во времена античности венки из розовых и белых роз — являлись символом весны и красоты, поэтому греки и римляне украшали ими головы невест.
Красная роза или гирлянда роз была атрибутом Эроса, Купидона, Венеры, Флоры.
В Древней Греции, Риме, Китае и позже, в ряде германоязычных стран, роза выступает и как хтонический символ — символ смерти, ее превращают в цветок загробного царства, поскольку почитание умерших выражалось в украшении их могил розами. Пиндар и Тибулл воспели розу Елисейских полей – атрибут мира мертвых. С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения.
Значение розы как символа земной любви наиболее устойчиво закрепляется в восточной мифологии и искусстве, здесь имеют большое значение цвет и часть розы, в зависимости от которых меняется смысл.
Так, на языке цветов существовала целая система кодировок, которая широко использовалась влюбленными.
Бутон белой розы означал «сердце, еще не знавшее любви»; цветок белой розы — «молчание».
Красная роза — «любовь», «страдания от любви»; связанные вместе белая и красная розы — «огонь сердца».
Желтая роза — «неверность».
Существовали и еще более тонкие символические различия этого цветка: роза дикая означала вопрос: «Вознаградит ли будущее за настоящее?»; китайская роза — «Не притворяешься?»;
Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.
Более полный набор символических значений Розы включает:
красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину.
Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры),
женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розабланка и т. п.).
У арабов Роза, напротив, мужской символ, символ мужской красоты.
В еврейской каббале Роза — образ единства.
Роза символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарий» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет Розу своим атрибутом. Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще.
В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое значение получают и части Розы: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой.
Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать Розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте.
В высшем плане неба (Рай XXX—XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую Розу., лепестки которой — души праведных, а высший из них — богоматерь.
После Данте Роза всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.).
Роза как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16—18 вв.
Эволюция образа Розы отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры — Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати.
Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19—20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов — розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, — А.А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы Розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте.
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки.
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови. »
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным символом мира и человеческой жизни.
Образ Розы присутствует во многих произведениях искусства (Роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая Роза на витражах средневековых храмов).
Собор Парижской Богоматери. Готическая роза.
Зеленый Notre Dame de Paris в Нидерландах
Витражи из Шартра (12-13 вв. н.э.) Шартрский собор, Франция
Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Розы».
С 12 в. Роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков.
В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) Роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.
Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения шипов. По одной версии, Роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиы, уколовшейся шипом Розы во время поисков убитого Адониса.
Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.
По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розы, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип.
По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Роз. Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.
Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал Розы колючими).
Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Роза не имела шипов. Красный цвет Розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Розы нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные Розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Р.), а тернии Розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет Роза в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяющий Розы и вино.
Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю.
В германской традиции Розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
Символика различных видов роз и её элементов многообразна.
Красная Роза — христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество.
Красная и белая розы — единство, союз.
Гирлянда Роз — атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная радость, утешение в христианской вере; ангельский венец.
Роза на кресте — смерть Христа.
Шип Розы — страдание, смерть; христианский символ греха;
Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.
Венок из Розы — небесная радость, награда за добродетель.
Розовый сад — Новый Иерусалим;
Небесная Роза — роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства.
Золотая Роза — Роза, благоелавляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благословения и радости.
Розетка Розы — знак семи имён Аллаха в мусульманстве; в буддизме — знание, закон, путь порядка, т. е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда, круг вселенной.
Розовое дерево — убежище, приют.
Роза, воспетая античными поэтами и средневековыми трубадурами как королева цветов и царица сладостных ароматов, выступает в их произведениях как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви.
Однако ее символика далеко не исчерпывается этими значениями. Роза может служить яркой аллегорией человеческого сердца, тайны, солнца, космического колеса и центра мироздания. Но и это еще не все, поскольку символика прелестного цветка во многом зависит от его окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти.
В античной мифологии, что вполне логично, совершенный цветок посвящен самой прекрасной из богинь — богине любви и красоты Афродите (Венере).
По одному из греческих мифов они появились на свет одновременно: когда Афродита вышла из пены морской, клочья пены, лежавшие на груди, плечах и бедрах обворожительной богини, превратились в роскошные белые розы, а тонкий аромат им придал нектар богов-олимпийцев, с радостью принявших прекрасную Афродиту в свою могущественную семью.
Происхождение красной розы также связано с Афродитой. Однажды прелестная богиня спешила на помощь к своему умирающему возлюбленному Адонису, смертельно раненному на охоте клыками громадного кабана.
Встревоженная Афродита не замечала острых камней и шипов терновника, изранивших ее нежные ноги, и там, где падали капли крови прекраснейшей из богинь, вырастали алые как кровь розы.
В персидском мифе белую розу окрасила кровь влюбленного в нее
соловья: когда певец любви прижал розу к своей груди, острые шипы пронзили его сердце. Так шипы розы стали ассоциироваться с ранами любви.
Сюжет давно минувших дней,
Как повесть о Ромео и Джульетте.
Влюбился в Розу страстно Соловей,
И без умолку пел ей свои песни.
Порывом страстной глубины,
С ресниц цветка слетали слёзы.
Словами нежными
об острые шипы,
В ответ ему дрожали
листья розы:
«Душа моя, тебе открыта дверь,
Тебя я полюбила с первым звуком.
Любви моей безудержной поверь,
Росой чиста она и сердца стуком».
Шипом цветка
пронзённый Соловей,
Обнял мечту свою
в смертельной боли.
На белый лист истории любви,
Упали капли сердца алой крови.
Сентябрь, 2009 г.
В религии древних греков, где розы составляли неотъемлемую часть культа Афродиты, прекрасными цветами жрицы украшали алтари ее храмов, а самые храмы были окружены благоухающими цветниками из роз.
Родос. Развалины храма Афродиты III века до н.э
На Родосе, где существовал один из самых великолепных храмов Афродиты, даже на монетах чеканились изображения божественного цветка.
В Древнем Риме возникли розалии — религиозный праздник, во время которого венками из красных роз украшали гробницы. Праздник розалий, соединивший символику красной розы со смертью и возрождением, и в самом деле оказался необычайно живучим и популярным. Пережив столетия и преодолев сопротивление господствующего христианства, розалии с триумфом утвердились во всех странах Западной Европы. Сроки проведения языческого праздника, зависевшие от времени цветения роз в той или иной местности, не совпадали, однако ловкие клирики приурочили их к важным христианским праздникам. В странах с мягким климатом розалии отмечались на Троицу (Италия, Испания, Южная Франция), а севернее, в более холодном регионе (Германия, Австрия, Бельгия, Голландия) — на Петров день. Среди христиан этих государств даже распространилось поверье, что на Петров день св. Петр рассыпает розы, приглашая в рай праведников. Верующие считали розу райским цветком, чей аромат напоминает о блаженстве садов Эдема, а шипы — о грехопадении. Другое поверье наделяло розу функцией оберега, так как суеверные простолюдины полагали, что стойкий аромат цветка отпугивает злых духов и демонов.
Авторитет розы в христианстве вскоре достиг такой высоты, что кроваво-красная роза с острыми шипами сделалась символом Страстей Господних, а непорочную Деву Марию стали именовать «розой без шипов».
В христианской иконографии Деву Марию иногда изображали с тремя разными венками из роз. В этом сюжете венок из белых роз символизировал ее чистоту и непорочность, венок из красных роз олицетворял ее страдания, а венец из желтых воспевал немеркнущую славу Царицы Небесной.
Роза как атрибут сопутствует и некоторым христианским святым. Белые розы лежат в переднике св. Елизаветы Венгерской. Красными розами наполнена корзина св. Доротеи, а в момент ее казни ангелы парят над головой Доротеи с гирляндами из красных роз. Алые розы прорастают там, куда упали капли крови Франциска Ассизского.
В изобразительном искусстве мастера Ренессанса, черпавшие свои сюжеты из античной мифологии, посвятили розу, как символ любви и совершенства, богине Афродите (Венере).
В картине С.Ботичелли «Весна» рождению богини сопутствует волшебный дождь из роз
Розы также являются атрибутами трех Харит, греческих богинь красоты (у римлян им соответствуют Грации) — очаровательных прислужниц и спутниц Афродиты, составляющих ее прекрасную свиту.
Также роза — символ тайны и молчания; по греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу.
бог тишины Гарпократ
Гарпократ (Άρποκράτης), греческое имя египетского бога Гарпехрути (Гор младший), сына Осириса и Изиды. Впервые это имя является в надписи на пирамиде царя VI династии Меренра. В ермонтском святилище, воздвигнутом при Птолемеях, изображено его рождение и воспитание. Он олицетворял восходящее Солнце; изображался с детской косой на голове и пальцем правой руки во рту — признаки детства.
Греки не поняли этого условного знака и сделали из Гарпократа бога молчания.
В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, «под розой», является конфиденциальным. Похожее выражение sub vino sub rosa est говорит о том, что сказанное было произнесено под воздействием вина.
В алхимии роза стала эмблемой бессмертия, поскольку в ее полуоткрытом бутоне алхимики усматривали образ мистического бокала, наполненного эликсиром вечной жизни. Кроме того, белая и красная розы символизировали для них два первоэлемента: серу и ртуть, а семилепестковая красавица ассоциировалась с семью металлами и соответствовавшими им семью планетами.
В астрологии цветок розы символизировал планету Венеру и период любви в жизни человека.
В золотом масонстве роза олицетворяла вечность материи. Три розы св. Иоанна рассматривались как символ света, любви и жизни.
В истории за розой прочно закрепилось высокое звание Королевы цветов. Родиной ее величества ученые называют Южную Туркмению и Северный Иран. В V веке до н.э., в героическую эпоху греко-персидских войн, роза проникла в Малую Азию и Европу. Быстро завоевав человеческие сердца, прекрасная королева воцарилась в садах Старого Света.
В античную эпоху розовыми венками украшали невест и участников веселых пиршеств. Лепестками роз усыпали в Риме путь триумфатора, брачное ложе и гробницы. Срезанные розы быстро увядают, поэтому их носили и в знак траура, как символ скоротечности человеческой жизни.
В Средние века роза была излюбленным цветком странствующих рыцарей. В соответствии с существовавшим тогда обычаем, влюбленная дама или супруга дарила розу уходящему в поход рыцарю в знак своей любви и верности, а тот хранил давно засохший цветок у самого сердца как самую дорогую реликвию.
В 1324 году легендарная девица Клеманс Изор учредила в Тулузе Цветочные игры — первый в истории турнир поэтов-рыцарей. Наградой талантливому победителю была серебряная роза. С тех времен Цветочные игры вошли в традицию, а кавалерами серебряной розы стали выдающиеся поэты Франции, такие, как Ронсар, Шатобриан, Гюго, Виньи и другие.
В период Средневековья популярность Королевы цветов достигла своего апогея. Прекрасные дамы с гордостью носили имя божественного цветка: Роза, Розалия, Розалина, Розамунда… Кавалеры украшали свои одежды ее изображениями. Например, далматика английского короля Ричарда II (1377—1399) была сплошь расшита розами и золотыми буквами.
В средневековой Германии на первый план вышла роза Гарпократа, ставшая эмблемой тайны. Белая роза, вывешенная на стене пиршественной залы, призывала собравшихся сохранять в тайне все, что говорилось sub rosa (под розой), т.е. по секрету. В Оружейной палате Кремля до нашего времени сохранились серебряные кубки, преподнесенные в дар русским царям немецкими послами в XVI-XVII веках.
Другой пример переносит нас в 30-е годы XX столетия, в гитлеровскую Германию, когда в Мюнхене под университетской крышей образовалась подпольная антифашистская организация «Белая Роза». Боровшимся в условиях строгой конспирации молодым студентам-антифашистам действительно удавалось долгое время сохранять в тайне деятельность своей организации, однако после поражения гитлеровских войск под Сталинградом, когда они решились на открытую антифашистскую манифестацию (19 февраля 1943 года), молодые патриоты попали в поле зрения гестапо. Многие активные члены «Белой Розы» вскоре были арестованы и после жесточайших пыток казнены, а сама организация — разгромлена.
В эмблематике многогранная символика розы использовалась католической церковью, рядом тайных организаций и даже некоторыми государствами.
В 800—843 годах, до Верденского раздела, шесть сине-красно-желтых роз украшали красное треххвостое знамя Франкской империи Карла Великого.
В XI веке римский папа Лев IX (1049—1054) учредил высший знак отличия «Золотая Роза», которым награждались венценосные особы за «выдающиеся добродетели и благочестие». Этот папский орден действительно представлял собой розу из чистого золота, наполненную благовониями. На каждом лепестке золотой розы гравировалось имя действующего великого понтифика, а также перечень заслуг награждаемого лица. На золотых листьях великолепной розы, словно капли небесной росы, сверкали многочисленные бриллианты. Прежде, чем отправить «Золотую Розу» царственному адресату, папа торжественно освящал ее в четвертое воскресенье великого поста.
Римские первосвященники отмечали этим знаком совершенства лишь самых благочестивых и покорных их воле монархов западного мира, чьи заслуги перед католической церковью были хорошо известны. Среди кавалеров «Золотой Розы» числился и французский король Людовик VII (1137—1180), активный участник Второго крестового похода. Король-крестоносец всегда защищал интересы церковников, за что и удостоился прозвища «христианнейшего из королей». Однажды Людовик спас епископа Овернского от преследований местного графа-разбойника, пытавшегося сжечь монастырь и убить самого прелата. Стараясь пресечь грабежи и разбой феодалов, христианнейший король в 1155 году провозгласил в Суассоне всеобщий мир сроком на 10 лет. Признав выдающиеся заслуги Людовика VII в сохранении Божьего мира, римский папа Александр 111(1159—1181) и наградил благочестивого короля орденом «Золотой Розы».
В XVII веке разностороннюю символику розы использовал тайный оккультный орден розенкрейцеров. Эмблемой розенкрейцеров стал Андреевский крест с розой в центре, олицетворявшей сердце Христа или солнечный свет в центре колеса жизни. Одновременно лепестки розы символизировали степени посвящения, а центр цветка представлял знак единства братьев ордена.
В 1778 году Шомон, секретарь регента Луи-Филиппа Орлеанского, основал в Париже орден Рыцарей и Нимф Розы. В этом галантном ордене эмблема розы объединяла два важнейших символических значения королевы цветов: любовь и тайну. Отавная ложа, украшенная гирляндами из роз, любовными эмблемами и девизами, именовалась Храмом Любви. Рыцари ордена носили на голове миртовые венки, а нимфы — венки из роз. Во время церемонии посвящения кавалеры и дамы обменивались друг с другом венками.
В Новейшее время красная роза, как символ кровавой борьбы пролетариата за свое освобождение, была принята в качестве эмблемы Социалистического Интернационала.
В настоящее время роза — неофициальная эмблема Англии, Канады и Болгарии. Из этих государств наибольшие права на данную эмблему принадлежат Болгарии, славящейся как первый в мире производитель и поставщик знаменитого розового масла. Желтая (чайная) роза — вполне официальная эмблема Пекина.
В геральдике используются розы белого (серебряного), золотого, красного и синего цвета. Громкую славу в истории снискали две геральдические розы, ставшие символами жестокой феодальной войны Алой и Белой Розы (1455—1485).
В итоге длительной кровопролитной борьбы между сторонниками Йорков, имевших в родовом гербе белую розу, и Ланкастеров, в гербе которых цвела алая роза, победу одержал претендент на английский престол из семейства Тюдоров. Короновавшись под именем Генриха VII (1485—1509), он в результате династического брака примирил столько лет враждовавшие между собой розы, соединив их в гербе Тюдоров.
В России роза появилась только в начале XVI века. Интересно, что на гербе шотландских предков Лермонтова красовалась алая роза, а вот на гербе русской ветви Лермонтов Дарсийских она превратилась в таинственный шестилистник.
В российской геральдике эмблема розы украшает гербы Белкиных, Воронцовых, Отяевых, Розингов, Сумароковых, Хвостовых и других дворянских родов.
Герб рода графов Воронцовых
Щит разделен диагональной полосой с правой стороны на две части, из которых верхняя серебряное, а нижняя красное поля имеют, и на черте две розы с одной между ними лилией переменных с полями цветов
Герб рода Воронцовых, Алупкинский дворец в Крыму
Невероятно популярная в прошлом, в настоящее время эта эмблема почти не используется в государственной геральдике: лишь в гербе Финляндии можно увидеть сразу девять белоснежных роз.
Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая
Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров».
Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви.
Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение.
Хочешь тронуть розу — рук иссечь не бойся,
Хочешь пить — с похмелья хворым слечь не бойся.
А любви прекрасной, трепетной и страстной
Хочешь — понапрасну сердце сжечь не бойся!
Поставь нужный знак в конце предложения.
Белая, красная, желтая, розовая, чайная, черная роза
Каких только роз не бывает Чудесный цветок радует наш взор
У него нежный, тонкий аромат А ты любишь розы
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Посмотри видео для доступа к ответу
О нет!
Просмотры ответов закончились
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Поставь нужный знак в конце предложения.
Белая, красная, желтая, розовая, чайная, черная роза
Каких только роз не бывает Чудесный цветок радует наш взор
У него нежный, тонкий аромат А ты любишь розы
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Посмотри видео для доступа к ответу
О нет!
Просмотры ответов закончились
Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!
Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Дополнительные задания по русскому языку разных уровней
РУССКИЙ ЯЗЫК.
4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Уровень 1.
1. К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
2. Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.
Уровень 2.
1. Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные,меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
2. Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота…
Уровень 3.
1. Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- — а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у,он, нет (п — а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м — — к)
2. Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой но…ке дождик скачет по доро…ке. Дождь плясал по огороду, поливал на гря…ки воду. Как дети на заря…ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря…ке трёхлетние ду…ки. Наша речка у…кая, мелко в нашей речке. Под берё…кой белоногой подберёзовик растёт.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Уровень 1.
1.Спиши, ставь запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
1. В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
2. Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, …, — главные члены предложения. Существительное, прилагательное, …, — части речи. Корень, …, …, … — части слова. Верх, вершина, поверхность, … — однокоренные слова.
Уровень 3.
1. Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
2. Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взгл…нула на гвоздь у двер…. Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не в…сели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены руж…ё достала патроны схв…тила фонарь и выб…жала во двор…
СОСТАВ СЛОВА.
Уровень 1.
1. Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Уровень 2.
1. Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
2. Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
1. Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк. душа, мелк… деньги мелк… тарелка, мелк… озеро, мелк… подчерк, мелк… река, мелк… поступок, мелк… буква.
Уровень 3.
1. Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
2. Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Уровень 1.
1. Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть — …, место — …, звезда — …, радость — …, капуста — …, счастье — …, сердце — …, солнце — …прелесть — …
2. Спиши, вставь буквы:
Серое небо, ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
Уровень 2.
1. Спиши,вставь пропущенные буквы:
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка, хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
2. Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы че…вуем ветеранов войны. Страна отмечает профе…иональные праз…ники: День учителя, День арти…ериста и многие другие. Прекрас…ной традицией стала поса…ка парков и а…ей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций….
Уровень 3.
1. Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
2. Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сер…цем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненас…ная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке…