Пока растет папоротник
Пока растет папоротник
Папоротники являются листопадными растениями, которые при выращивании нуждаются в тенистом местоположении. Часть из них может выращиваться в открытом грунте, другие в оранжереях или на подоконниках. Они сильно варьируют по форме, размеру и габитусу. Они так хороши и притягательны, что вызывают наш повышенный интерес к ним для использования в качестве декоративно-лиственных растений в садах.
Присутствующее в некоторых латинских названиях папоротника слово «pteris» является производным от греческого слова «ptеron» — крыло, перо, которые так напоминают его листья. Русское название папоротника произошло от славянского слова «порть» и «пороть», что тоже значит «крыло». Сейчас славянский корень сохранился только в слове «парить». В языческой Руси папоротник был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну.
Папоротники бесполые растения, не имеющие ни цветов, ни семян. Их способ размножения во многом уникален. Вайи папоротников (а все побеги папоротников называются вайями) усыпаны со своей обратной стороны крошечными капсулами, каждая из которых содержит порошковидные споры. При посеве споры образуют маленький плоский сердцевидный росток, называемый заростком и имеющий мужские и женские половые органы. Каждый мужской орган выделяет подвижные клетки, которые движутся поперек влажного заростка и оплодотворяют клетки, выделенные женскими органами. В результате оплодотворения образуется новый маленький папоротник. Заростки не похожи на папоротники и могут расти годы пока не сформируют свои половые органы. Но обычно все происходит за один сезон. Таким образом, происходит смена генераций: папоротник, заросток, папоротник.
Папоротники — это древний род растений. Они были особенно разнообразны и наиболее распространены в мезозойской эре. А вот наиболее обширные семейства, многоножковые и кочедыжниковые, получили наибольшее распространение позднее, в третичном периоде. Существует порядка 12 семейств папоротников. Наиболее древними и примитивными являются небольшие семейства группы простых папоротников: чистоусовые (Osmundaceae — Todea barbata), глейхениевые (Gleicheniaceae), матониевые (Matoniaceae), схизеевые (Schizaeaceae), гименофилловые (Hymenophyllaceae). У этих папоротников спорангии развиваются все одновременно. К группе сложных папоротников относятся папоротники, у которых отмечено неодновременное развитие спорангиев. К ним принадлежат семейства: паркеровые (Parceriaceae), диптеридовые (Dipteridaceae), и другие, в том числе и семейство кочедыжниковые, содержащее до 3000 видов. Последнее семейство содержит роды Polypodium (785 видов), Dryopteris (750 видов), Asplenium (450 видов), Pteris (157 видов). На самом деле, собственно папоротники, о которых и шла речь до сих пор, это лишь подпорядок типичных папоротников. Правильно было бы говорить о папоротниковидных.
Папоротниковидные разделяют на 2 класса: первичные папоротники (Primofilices) и настоящие папоротники (Filicineae). Первичные папоротники – наиболее древний класс, его представители известны только в ископаемом состоянии. Настоящие папоротники представлены как ископаемыми, так и ныне живущими формами. Появление настоящих папоротников на Земле относят к верхнепермскому периоду. В современную эпоху настоящие папоротники представлены тремя порядками: ужовниковые (Ophioglossales), мараттиевые (Marattiales) и типичные папоротники (Filicales). Первые два порядка имеют еще ряд черт, сближающих их с первичными папоротниками, с которыми их часто объединяют в одну группу так называемых эуспорангиатных папоротников: спорангий имеет многослойную стенку и развивается из группы клеток.
Ужовниковые – небольшие многолетние травы, некоторые – эпифиты, с коротким корневищем и одним или несколькими листьями, разделенными на зеленую пластинку, простую или рассеченную, и спороносную часть; последняя имеет форму колоска или метелки. Заростки подземные, бесцветные, с микоризой. Известно 3 рода (около 80 видов): гроздовник (Botrychium), ужовник (Ophioglossum) и Helminthostachys. Первые растут в обоих полушариях, в том числе в России, третий только в тропиках Азии и Австралия.
Мараттиевые – в этом порядке только одно семейство: мараттиевые. У одного рода – крупные растения с ползущими корневищами, у других родов – с прямостоящими стеблями. Всего известно до 70 видов относящихся к 5 родам. Все мараттиевые растут в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В оранжереях могут культивироваться растения родов marattia и angiopteris.
Типичные папоротники по строению и развитию спорангиев относятся к группе лептоспорангиатных папоротников. У них спорангий имеет однослойную стенку и развивается из одной клетки. Заросток наземный, часто однослойный, зеленый, недолговечный. Выделяют подпорядок собственно папоротников (Filices), у которых развиваются одинаковые споры и обоеполые заростки, и подпорядок водные папоротники, или разноспоровые (Hydropterides), у которых развиваются разные споры.
Про подпорядок собственно папоротников говорилось выше. Подпорядок водных папоротников содержит два семейства: сальвиниевые и марсилиевые, включающие 73 вида. Семейство сальвиниевые распространено преимущественно в тропиках и только один вид – однолетник сальвиния плавающая (Salvinia natans), встречается почти повсеместно в северном полушарии. Семейство марсилиевые – небольшие наземные растения, встречающиеся в теплых областях земного шара на болотистых местах. В России (в низовьях Волги и на Северном Кавказе) встречаются 3 вида – марсилея четырехлистная (marsilea quadrifolia), марсилея египетская (marsilea aegyptiaca) и марсилея щетинистая (marsilea strigosa). Последние два вида очень редки (возможно уже исчезли) и занесены в Красную книгу.
Почва для папоротников не должна быть тяжелой и чрезмерно питательной. Основные требования к ее составу — рыхлость и кислотность в пределах 4,5-6. Наилучшими почвенными добавками являются торф, прелый лист, хвоя и песок. Совершенно не нужны, а порой и вредны папоротникам жирная садовая земля и навозный перегной. На бедных супесчаных кислых почвах большинство из них развивается роскошнее .
Пересадки папоротники не требуют многие годы — это долгоживущие растения, как правило, обладающие мощной корневой системой. Наиболее благоприятным сроком пересадки является ранняя весна (начало роста). Можно произвести ее и в период активного роста, но при условии высокой влажности и минимального нарушения корневого кома. После пересадки папоротники наращивают корневую систему и 1-2 года набирают силу. В этот период они более влаголюбивы, чем не пересаженные экземпляры. Хорошо окоренившиеся растения крайне неприхотливы. Влага необходима для всех папоротников и не только для лесных, но и для скальных. Недостаток влаги в период весеннего роста не позволяет им полноценно развить вайи (листья) и приводит карликовости. Летняя пересушка приводит к подсыханию, а порой и к полному отмиранию ваий. Восстановиться после засухи способны только сильные экземпляры. При выращивании в тени папоротники более выносливы. Отношение к свету у папоротников весьма своеобразно и напрямую связано с обеспеченностью водой. Даже тенелюбивые лесные формы прекрасно растут на открытых солнечных местах при обильном поливе. Правда, при этом они более компактны и имеют более светлые вайи. Но не стоит забывать и того, что большинство папоротников — это растения леса и лесных опушек. Даже скальные виды стараются селиться в притененных местах расщелинах или нишах.
Подкормки для папоротников не обязательны, а порой и вредны. Если растение имеет мощную корневую систему, оно само обеспечит себя питательными веществами в нужной степени.
Для рассмотрения основного вегетативного способа размножения папоротников — деления, мы обязаны условно разделить их на две группы:
1. имеющие расползающиеся ( чаще всего поверхностно) корневища с отрастающими от них одиночными вайями. Такие растения образуют куртины, в которых трудно распознать каждый отдельный экземпляр;
2. образующие подобие розетки, пучка иликомпактной группы, связанной единым коротким корневищем.
Растения первой группы рассаживают, разделяя расползшиеся корневища. Желательно выбирать конечные отрезки — они имеют активно отрастающие почки возобновления. В упрощенном, щадящем растения варианте, возможно отделение части пласта общей куртины без мелкого разделения на отдельные кусочки корневища.
У растений второй группы, для крупных форм, возможно отделение боковых розеток, а для мелких — простое разделение выкопанного экземпляра.
Лучший срок совпадает со сроком пересадки — ранняя весна (начало роста). В другие сроки деление нежелательно.
Некоторые виды папоротников, такие, как Cystopteris bulbifera и Polystichum setiferum имеют способность к образованию ростовых почек на листьях (вайях). Этим нетрудно воспользоваться, пригибая бульбоносные вайи к влажному субстрату.
Все папоротники можно вырастить из спор — микроскопических клеток, служащих для размножения.
На нижней стороне вайи взрослого растения легко заметить маленькие бугорки, расположенные беспорядочно, рядами или штрихами. Иногда они формируют сплошную корку или окантовывают край. Эти структуры называются сорусами — в них собраны спорангии, в которых и образуются споры. Некоторые виды имеют специальные спороносные вайи.
О зрелости спор судят по побурению сорусов. Собирают их вместе с частью листа и укладывают на просушку в бумажный пакет, который содержат в сухом прохладном помещении или в холодильнике и открывают непосредственно перед посевом. Сроки сохранения жизнеспособности спор разных папоротников сильно варьируют: от нескольких дней, до 15-20 лет.
Для посева споры отделяют в защищенном от сквозняков помещении. Для этого надо, не открывая пакет, постучать по нему, от чего споры высыпаются. Если споры не отделились, то сорусы соскабливают ножом. Можно собирать споры и со свежего зеленого листа. Споры чрезвычайно мелки и внешне похожи на бурый порошок. Каждый образец обрабатывают отдельно, предварительно тщательно вымыв и высушив руки. Стол и инструмент периодически промывают. Если меры поддержания стерильности не соблюдать, то споры разных видов будут смешиваться.
Посев спор можно производить в любой срок, но при недостатке света и тепла в умеренной зоне лучший период конец зимы — начало весны.
Споры способны прорасти на любом влажном субстрате, однако для успешного развития всходов необходима слабокислая среда. Обычно используют следующую смесь: верховой торф, листовая земля, песок (2:1:1). Все компоненты должны быть тщательно подготовлены: из них удаляют как очень мелкие, так и самые крупные частицы. Тщательно перемешанный субстрат стерилизуют, чтобы уничтожить семена и споры других растений, возбудителей болезней и вредителей.
Пропаривание — лучший метод стерилизации почвы, не нарушающий ее структуру. Субстрат помещают на мелкое сито, ставят над кипящей водой и накрывают крышкой. Через 2-3 часа после того, как он увлажнится, процедуру заканчивают (в общей сложности она занимает примерно 3-4 часа). Через 2-3 дня почвенная смесь готова. Хранят ее в чистой посуде с закрытой крышкой.
Для посева можно использовать глубокие “чашки Петри” с плотно прилегающими крышками или небольшие полупрозрачные полиэтиленовые коробочки, прикрытые стеклом. Любую посуду обязательно стерилизуют кипячением, сухим жаром или спиртом.
Прежде чем начать посев, готовят помещение: закрывают двери и окна, расстилают на столе чистую бумагу. Посуду на половину высоты заполняют влажным субстратом, легко прижимая его по краям. Споры распределяют по поверхности довольно густо, но обязательно в один слой. Сверху не присыпают. Увлажняют водой из мелкого распылителя и закрывают крышкой.
Споры прорастают на свету при t° 15-25° (оптимум 20°). Всходы появляются через 1-2 месяца, а иногда и гораздо раньше. Внешне они похожи на коврик мха, в котором, внимательно приглядевшись, можно заметить отдельные тонкие сердцевидные пластинки. Это заростки или гаметофиты — половое поколение папоротников. У них нет корней и к грунту они прикрепляются волосовидными ризоидами. Их размеры в зависимости от вида варьируют от 1,5 до 10 мм в поперечнике. На заростке располагаются мужские (антеридии) и женские (архегонии) половые органы. После оплодотворения образуется спорофит — листовая, бесполая форма папоротника.
Процесс оплодотворения происходит только при высокой влажности, поэтому субстрат необходимо регулярно поливать чистой мягкой водой.
Заростки не выносят прямых солнечных лучей перегрева, в связи с чем посевы содержат на рассеянном свету или притеняют бумагой.
Посуда с посевами должны быть закрыта, чтобы поддерживать постоянную влажность и избежать засорения. Однако периодическое проветривание полезно, так как застой воздуха приводит к активному росту грибов и водорослей, из-за которых заростки могут погибнуть.
При задержке роста, загущенности, появлении плесени или водорослей заростки необходимо немедленно рассадить. Пикируют их группами по 3-10 штук, не заглубляя, а лишь слегка прижимая к поверхности влажного субстрата, на расстояние, равное диаметру групп. Посуда, субстрат и условия ухода такие же, как для сеянцев. При пикировке удобнее всего пользоваться тонкой заточенной палочкой и лопаточкой.
Примерно через 1,5-2 месяца после образования заростков начинают образовываться листья и корни. В этот период уход за папоротниками значительно упрощается. Им необходим больший объем воздуха и почвы, поэтому растения не только регулярно поливают, но и проветривают. При смыкании отдельных экземпляров их рассаживают в плошки, но так, чтобы в каждой емкости была одновозрастная рассада (ведь среди хорошо развитых попадаются растения, еще не сформировавшие настоящих корней и листьев). Субстрат дается более грубый и не обязательно стерильный. Первое время рассаду следует прикрывать влажной бумагой и уже через 1-2 недели начинается активный рост, и вскоре папоротники разрастаются настолько, что их высаживают в ящики, а затем и на гряды.
Период выращивания от посева спор до формирования взрослых растений составляет около 2 лет.
Использованы материалы из книг:
Ф. Мак-Миллан Броуз «Размножение растений» Москва, Мир, 1987
Ю. Марковского «Декоративные многолетники» Санкт-Петербург, Мир и семья, 2002.
Фотография Константина Александрова
Ваш браузер не поддерживается
Наградить фанфик «Пока цветет папоротник»
Вторая часть, которая на самом деле лишь некое подобие сборника:
https://ficbook.net/readfic/5279415
Группа автора: https://vk.com/club131924346
30.04.17. Мои первые 100+
Спасибо большое всем читателям!)
13.04.18. 200+
Глава почти без диалогов, зато с Питером.
Первый вариант этой писанины можно почитать тут:
https://vk.com/doc-131924346_463609072
Ну или просто найти в документах в моей группе.
Но если честно — жду ваших мыслей о новом варианте развития событий)
Текст не вычитан, Пб включена, буду благодарна)
От Беты: текст уже вычитан. Но всё равно юзайте ПБ, ибо я не всегда и не всё вижу)
Не пиши «The end», я придумаю Happy end.
Поверну всё так, чтоб два сердца вновь бились в такт.
Всё ведь как в кино, разреши лишь доснять его.
Не пиши «The end», я придумаю Happy end.
(Пара Нормальных — Happy end)
В общей сложности Стайлз провела в больнице не больше недели: по факту из серьезных последствий у нее была лишь достаточно большая потеря крови, не более. Когти Дерека, на которые напоролась Стилински, не задели никаких важных органов.
Тем не менее, скорой выписке девушки поспособствовало еще и постоянное нахождение рядом кого-то из оборотней: днем это были Скотт и Айзек (вместе с которыми приходили Эллисон, Кира и Лидия), а ночью Дерек. Оборотни забирали боль, если она была, и помогали залечить повреждения.
А это было важно. Было важно привести Стилински в порядок как физически, так и морально, ведь за время одержимости организм Стайлз заметно ослабел, так как Лиса выжала из девчонки все соки. Что касается морального восстановления, то тут все было несколько хуже, чем хотелось бы. После освобождения от Ногицунэ у девушки в груди будто появилась огромная черная дыра, которая поначалу будто затягивала в себя все её эмоции. Стайлз пару раз, когда была на грани срыва, даже звонила Джексону, узнать у него, что он чувствовал, когда осознал, скольких людей убил и покалечил, будучи канимой, будучи не в себе… будучи под чужим контролем. Как ни странно, но описывал он примерно то же, что чувствовала сама Стилински.
Конечно, это ощущение со временем притуплялось, особенно когда рядом был кто-то из Стаи. Скотт, Лидия, Эллисон. Да что там, Стайлз даже улыбнулась, когда Дерек передал открытку от его дяди.
Кстати о Дереке.
С ним у Стайлз состоялся важный разговор, в итоге которого они пришли к тому, что они — «два влюбленных идиота», как сказала Лидия, которые достаточно долгое время делали вид, что им плевать друг на друга, в то время как в душе у них расцветало то самое теплое чувство, о котором поется в нескольких десятках тысяч песен. Влюбленность. Это Хмуроволк признал даже вслух, предлагая Стайлз сходить куда-нибудь, когда врачи дадут на это добро. Стилински тогда ломаться не стала и, смущенно покраснев, согласилась, предоставив Дереку самому составлять программу их первого свидания.
И Хейл не оплошал — идея для свидания пусть и была не особенно оригинальной, тем не менее, весьма насыщенной: кино с поп-корном, парк аттракционов (само собой с колесом обозрения и мороженым) и неторопливая прогулка до дома Стайлз с осторожными поцелуями на прощание и смущенными (да-да, именно тогда Стилински узнала, что Дерек так умеет!) улыбками.
Однако в тот вечер все было не так хорошо, как видела Стайлз, а младший Хейл скрыл от своей теперь-уже-девушки факт болезненного головокружения и крови из носа, что были тем же вечером, когда оборотень пришел домой.
Несколько месяцев так оно и продолжалось: Дерек и Стайлз ходили на свидания, хорошо проводили время друг с другом. Хейл скрывал от Стилински, что после каждой их встречи ему становится немного хуже: чаще шла кровь из носа, головные боли стали сильнее, раны заживали дольше, а по ночам он просыпался в холодном поту от того, что видел Пейдж и все счастливые моменты, проведенные с ней. Дерек гнал все это вон из головы, не желая разбираться с этим. Почему-то ликан был уверен, что Стайлз — та, кто ему нужна, хотя сам не понимал, откуда у него эти мысли. Может, потому что Стилински чем-то похожа на его первую любовь.
Нет, этого быть не может. Да и думать об этом как-то странно, ведь Пейдж — она всего-лишь прошлое, воспоминания, пусть по большей части и счастливые. А вот Стайлз — его настоящее и, возможно, его будущее.
Но что думает об этом сама Стайлз? Через несколько недель романа с Дереком она уже почему-то не чувствовала того волшебного подъема рядом с ним, который ранее чувствовала ежедневно, стоило ей только увидеть его. Стилински не знала, почему так и что с ней происходит, но… ее словно что-то держало, требовало, чтобы она остановилась, перестала творить глупости.
Почему остановилась? Какие глупости? Почему Стайлз должна перестать их творить?
Стилински не знала, не понимала, но все же была полностью согласна с этим внутренним голосом. Все же… дочь шерифа и правда уже не совсем понимала, что происходит между ней и Дереком, и нужно ли оно ей вообще. Потому она хотела попросить Хейла при встрече остановиться или хотя бы притормозить их отношения. Дать ей подумать и разобраться в себе… отчего-то Стайлз была уверена, что оборотень согласится дать ей какое-то время, так что именно об этом девушка первым делом собиралась поговорить с Дереком при встрече сегодня.
Но встреча никак не приближалась — несмотря на то, что свидание у них было назначено ровно на шесть у парка (Стайлз сама попросила не заезжать за ней), Дерек безбожно опаздывал уже на полчаса, что весьма и весьма напрягало Стилински. Еще больше беспокойство добавляло то, что Хейл то сбрасывал ее звонки, то попросту игнорировал их.
Нет, Стайлз не ревновала. Уже не ревновала, особенно учитывая ее сегодняшний настрой. Тем не менее, девушку пугало молчание со стороны ликана, потому она, еще немного потоптавшись на месте, развернулась и пошла в сторону лофта младшего Хейла.
«Что-то будет! — подсказало тогда девушке подсознание. — Что-то очень нехорошее!»
«Ладно, допустим, — отозвалась Стайлз. — И что нам тогда делать? Ждать, когда неприятности найдут тебя?»
«А вдруг не найдут? — понадеялось подсознание. — Ошибутся поворотом и пройдут мимо?»
«Неприятности? — фыркнула про себя девушка. — Когда это они проходили мимо? Нет, проблемы надо встречать лицом к лицу и играть, так сказать, на опережение!»
«Хорошо, — согласилось подсознание. — Куда идем встречать проблемы? Что тебе предчувствие подсказывает?»
Стилински задумалась. Предчувствие говорило, что все плохо, но конкретного направления не давало, поэтому девушка решила все-таки дойти до лофта и попытаться узнать, почему Дерек не пришел к им же назначенному времени, и пока не задумываться на тему проблем, гуляющих мимо. Если что-то случится, то будет действовать по ситуации. Не впервой.
В лофте Дерека стояла полная тишина. Это Стайлз поняла еще когда только поднялась на нужный этаж.
Так что-то произошло? Он выходил вообще отсюда? Или нет? Потерялся где-то по дороге?
Эти вопросы пронеслись в голове Стилински со скоростью молнии, но ни на один из этих вопросов девушка ответа не знала. А учитывая еще и полное отсутствие у нее инстинкта самосохранения (ну, как заверяли некоторые), Стайлз, взявшись за ручку, дернула дверь. Та поддалась, не особенно сопротивляясь, так что дочь шерифа без проблем проникла в обиталище своего пока-что-парня.
Но стоило девушке переступить порог и позвать оборотня по имени, откуда-то справа, со стороны кухни, послышался тихий рык. Вздрогнув, Стайлз повернула голову на звук и тут же замерла, словно таракан, которого увидела хозяйка кухни.
Перед ней стоял Дерек. Растрепанный, потный, полуобратившийся и готовый вот-вот наброситься.
— Дерек? — тихо позвала Стилински, поворачиваясь к оборотню всем телом и стараясь смотреть только в глаза, боясь разорвать зрительный контакт. — Дерек, что происходит?
— Где Пейдж? — не слушая дочь шерифа, прорычал тем временем Хейл. — Что ты с ней сделала?!
— Я.
Последнюю реплику Стайлз выдала совершенно недоуменно и тихо, при этом осторожно, как мышь, начиная пятиться назад. Конечно, девушка знала, кто такая Пейдж и что она значила для Дерека. Только в данный конкретный момент Стилински не совсем понимала, почему оборотень вообще сейчас вспомнил про нее.
— Где она?! — громче прорычал Хейл, почему-то хватая вазу и швыряя ее в Стайлз. Та вскрикнула и тут же упала на пол, прячась за барной стойкой. Ваза, в свою очередь, истерично взвизгнув, разбилась о противоположную стену.
— Вот это да… — тихо протянула Стилински, устраиваясь на полу у барной стойки и подбирая колени к себе. — Вот это ничего себе. Видимо, не только у меня назрела идея расстаться.
В этот момент послышался приближающийся рык и Стайлз сжалась в комок, надеясь исчезнуть. Но вместо этого Дерек, явно прибегая к нечеловеческим силам, опрокинул барную стойку, так что дочь шерифа тут же шарахнулась в сторону, стараясь не попасть под раздачу. Впрочем, учитывая, что она была единственной целью слетевшего с катушек оборотня, это выходило не совсем удачно.
Когда Стилински, наконец, оказалась стоящей на ногах напротив Дерека, тот уже выпустил когти и сверкал глазами, будучи готовым уже действительно кинуться на незваную гостью. Стайлз рвано дышала, а ее сердце выстукивало ритм стаккато, выдавая страх девушки. Стараясь двигаться как можно медленнее, дочь шерифа вновь стала пятиться назад, в сторону двери, но не успела сделать она и пяти шагов, как оборотень прыгнул.
Святой Джимми, спасибо тебе за тренировки со Скоттом в полнолуние — иначе бы Стайлз сейчас просто не увернулась бы от выпада оборотня. Резко подавшись в сторону и пронаблюдав, как младший Хейл красиво вписался в им же опрокинутую барную стойку, Стилински, не задумываясь, рванула к выходу, захлопывая дверь прямо перед носом Дерека. Тот, судя по всему, рванув за ней, с грохотом влетел в уже закрытую дверь, на которую так опрометчиво облокотилась Стайлз.
Честно говоря, дочь шерифа ожидала, что Дерек продолжить попытки напасть, но их не последовало, так что Стилински слегка успокоилась и достала телефон, набирая нужный номер.
— Да? — послышалось на том конце спустя несколько долгих гудков.
— Доктор Дитон? — поприветствовала Стайлз, шумно выдыхая. — А у меня тут немного… проблема, — на секунду она замолчала, ожидая какой-то реакции, но когда ее не последовало, Стилински торжественно выдала в трубку: — У меня тут Дерек с ума сошел.
Друида Стайлз ждала в холле здания, где располагался лофт младшего Хейла — даже на одном этаже оставаться с ним сейчас казалось Стилински… как минимум небезопасным. Так что да, девушка ждала Алана на первом этаже.
— Что произошло? — спросил Дитон, только войдя в помещение и остановившись рядом со Стайлз. Та нервно выдохнула и, помявшись, пересказала произошедшее.
— С Дереком что-то происходит, — заключила Стилински в конце своего монолога. — Он говорил что-то о Пейдж и спрашивал, что я с ней сделала. С Пейдж, я имею в виду.
Дитон в ответ на это промолчал, помятуя о том, что Пейдж — первая любовь младшего Хейла. И если Дерек начал сходить с ума, вспоминать Красикево… это может говорить только об одном. И именно это «одно» Дитону и не нравится.
— Мне нужно осмотреть его, — протянул Алан, — но если, как ты говоришь, он злится и пытается использовать когти на людях, то мы с ним не справимся.
— И что теперь? — всинула брови Стайлз, недоуменно глядя на друида. Почему-то ей совершенно не нравилась задумчивость мужчины.
— Я знаю, кто сможет.
С этими словами ветеринар достал телефон и стал печатать кому-то сообщение. И Стилински не знала, что и кому писал Дитон ровно до тех пор, пока минут через двадцать в помещение не вошел Питер Хейл собственной персоной.
— Что происходит? — не дожидаясь каких-то слов, уточнила Стайлз. Ей совсем не нравилось, что Алан позвал крипи-дядюшку.
— Это я у тебя спросить должен, лапушка, — отозвался оборотень. — Ты же заявила, что мой племянник сошел с ума.
— А что мне еще говорить, если он пытался меня убить, вместе с этим пытаясь узнать у меня, что я сделала с Пейдж?
— Действительно, — насмешливо покачал головой Питер и, не дожидаясь спутников, отправился к лифтам. Дитону и Стайлз не оставалось ничего, кроме как последовать за ним.
В лофте стояла тишина. Помимо барной стойки были перевернуты еще и диван со шкафом, а сам Дерек лежал на постели и, кажется, бредил.
— Что ты там говоришь, Дитон, — проговорил Хейл, оборачиваясь на друида. — Что это реакция его Волка на то, что Человек связался не с той?
— Ну, если я прав, то его Волк против того, чтобы Человек заводил отношения с кем-то кроме Пары, — задумчиво протянул друид, осторожно подходя к кровати и бегло оглядывая младшего Хейла. — А судя по тому, что Дерек и правда что-то бормочет о Пейдж — я прав.
— Так, стоп, — Стилински взмахнула руками, совершенно недовольная тем, что мужчины говорят о чем-то, о чем сама Стайлз не имеет ни малейшего понятия. — О чем вы? Что происходит?
— Ну, если говорить совсем простым языком, — начал Питер, — то волк Дерека недоволен тем, что его хозяин, то есть сам Дерек, влюблен в тебя. Он чувствует вину перед своей первой любовью, Парой, то есть Пейдж, а когда Дерек стал встречаться с тобой, его волк заупрямился и теперь пытается «образумить» Дерека и отказывается от тебя.
— Так как Пейдж была Парой Дерека, — продолжил Дитон, — то и сейчас в бреду он видит Пейдж и все те счастливые моменты, проведенные с ней, и его чувства к ней могут вернуться, однако, это не делает ситуацию лучше, если не сказать, хуже, и ему все еще плохо. Такими темпами он протянет не больше недели.
Оба мужчины смотрели на Стайлз. А та молчала, шокировано глядя на Дерека. Могла ли она почувствовать, что что-то против их с Дереком отношений? — возможно, ведь что-то же заставило ее задуматься над тем, чтобы расстаться с ним. Могла ли она исправить ситуацию и спасти Дереку жизнь, если бы порвала с ним раньше или вообще не начинала бы с ним встречаться? — не факт, ведь Питер только что сказал, что Волку младшего Хейла не нравится, что Человек влюбился в нее.
— То есть… из-за меня Дерек умирает? — глухо уточнила девушка, все еще не отрывая взгляда от парня.
— Грубо говоря — ты просто оказалась не в том месте, не в то время, — забавно, Питер даже язвить не стал.
— А это можно как-то исправить? Спасти Дерека? — Стилински обернулась на оборотня и друида. Ее глаза горели чем-то странным, смесью отчаяния и надежды.
— Был вариант с тем, что если бы Пейдж была жива, то ее нахождение рядом с Дереком исправило бы положение, но она мертва, так что… — Дитон помялся, думая, стоит ли говорить, но, встретившись взглядом с испуганным взглядом Стайлз, не стал пугать ее сильнее: — Есть второй вариант. Ты можешь отправиться в прошлое и спасти Пейдж от укуса, либо как-то отговорить Питера не просить Энниса кусать ее. Отправиться в прошлое можно с помощью цветка папоротника. Это растение цветет всего одно мгновенье, один раз в год, — Дитон перевел взгляд в окно, пытаясь вспомнить что-то. — В Купальскую ночь. Это народный праздник славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня, то есть сегодня. В полночь.
— И сколько у меня будет времени на то, чтобы все исправить?
— Никто не говорит, что ты обязана это делать, — ехидно вставил Питер, складывая руки на груди и как-то странно глядя на племянника.
Обязана. По сути, это Стайлз виновата в том, что Дерек умирает, так что ей и расхлебывать эту кашу. Ведь лучше знать, что ты попытался спасти человека, чем знать, что ты даже не пытался этого сделать. Стайлз обязана спасти его, и она сделает это. Ну, или во всяком случае, очень постарается.
— Знаю, но я сделаю это, — девушка покачала головой. — Так что? Сколько у меня будет времени на то, чтобы все исправить?
— Папоротник каждому путешественнику дает определенный отрезок времени. Таймер появится у тебя на запястье и покажет тот отрезок времени, который отведен тебе на исправление так называемой ошибки. Но главное, ты должна не вызвать никаких временных парадоксов или воронок. Это может обернуться катастрофой.
Стайлз понятливо кивнула. Конечно, она знает всякое разное о времени. Она же много фильмов и сериалов об этом смотрела!
— Ладно. И где мне искать этот цветущий папоротник?
— Там, где растет папоротник. В лесу. Лучше всего, думаю, где-то в глуши, куда совсем никто не ходит.
— А когда он цветет?
— В полночь. Но, в принципе, можно идти искать уже сейчас, потому что папоротник цветет ровно в полночь. Ни раньше, ни позже. Ты должна будешь сорвать цветок, пока он цветет и тогда переместишься в прошлое. Главное, думай о том периоде времени, в которое хочешь попасть.
— И это все? Что ж, звучит не очень сложно, — преувеличенно-бодро проговорила девчонка. — Бывали планы и похуже.
— Как тот, как вы со Скоттом позвали меня посреди ночи в школу? — язвительно осведомился Питер, насмешливо вскидывая брови.
— Ну, в данный момент я хотя бы понимаю, что мне нужно делать, — огрызнулась девушка, но сарказмом на сарказм отвечать не стала — очень не хотелось лезть в перепалку. Затем повернулась к Дитону: — А как я вернусь обратно? В смысле… в этот же момент времени или то количество времени, которое я проведу в прошлом? Я вообще вернусь или останусь жить в начале двухтысячных?
— Ты должна будешь так же найти папоротник, чтобы вернуться домой. Если не успеешь в срок — если мироздание и не разрушится, то для тебя последствия будут не самые лучшие — это точно. Ну и… у нас, сколько бы времени ты не провела в прошлом, думаю, пройдет не больше нескольких минут после момента твоего отправления.
— Как же все сложно и путанно… — протянула девушка, выдыхая. — Хорошо. Я поняла. И, наверное, не буду терять времени и пойду уже искать этот цветок…
Проговорив это и не услышав какой бы то ни было реакции, Стилински развернулась и направилась вон из лофта, действительно намереваясь отправиться искать папоротник. И только на выходе из помещения дочь шерифа услышала тихое «Удачи» сказанное Питером с некоторой долей отчаяния и страха в голосе.
Лес ночью — прекрасное место. Небесное полотно с сияющими осколками далеких звезд, таинственная луна, окутанная пеленой приближающегося тумана, ночное небо было точно иссиня-черный холст, на который некий художник случайно пролил краску, разлившуюся частичками мерцающх звезд — таких далеких и таких холодных, умиротворяющая гармония ночной симфонии шелеста травы, редких птичьих пролетов, перекликающихся сверчков, едва уловимое движение водного зерцала — все это было дыханием природы, проникающим в душу и вносящим в нее спокойствие и тепло, несмотря на темноту, но даже она была для идущей по лесу девушки светлой.
Какое-то время Стайлз бродила по лесу в поисках пресловутого папоротника, но закон подлости работал в полную силу — за два часа брожения по лесу, дочь шерифа не наткнулась ни на один куст папоротника. Стилински честно пыталась вспомнить уроки биологии и вспомнила, что папоротник — отдел сосудистых растений, в который входят как современные папоротники, так и одни из древнейших высших растений. Но больше в голове именно с уроков биологии ничего не всплыло.
Зато Стайлз прекрасно помнила, что папоротник фигурировал во многих мифах и легендах: где-то он даровал человеку возможность видеть клады сквозь толщу земли, где-то магические способности, а где-то просто сам по себе имел огромный магический потенциал и зачатки разума. И, что примечательно, чаще всего главным условием получения от папоротника каких-либо возможностей или способностей, было его цветение, что происходило всегда именно в Купальскую ночь один раз в несколько десятков, а то и тысяч лет.
Конечно, в биологии такого понятия, как «цветение папоротника» нет — во всяком случае если речь идет о появлении у него цветка, — но магию человеческие понятия не трогают. Папоротник цветет, причем ежегодно. И вполне в человеческом понятии — у него появляется цветок. Только не материальный, а скорее дымчатый: цветной, яркий, но достаточно прозрачный, чтобы увидеть противоположную сторону поляны. И появляется он лишь на несколько минут, лишь чтобы папоротник мог выбросить в окружающую среду скопившуюся в нем за год энергию — положительную и отрицательную, — и продолжить мирно существовать в лесной глуши, изредко одаривая случайных прохожих поразительной удачей на несколько последующих дней. И отличительной его чертой является именно то, что он может перемещать человека во времени — об этом Стайлз узнала этим вечером, и эту способность необычного растения девушке предстоит опробовать на себе.
Задумавшись, Стилински и не заметила, как забрела в самую глушь леса, в ту его часть, где никогда еще не была. Испуганно заозиравшись по сторонам, девчонка уловила некоторое свечение в стороне. Замерев, дочь шерифа скосила глаза в сторону света, после чего крайне медленно повернулась. Между кустов виднелся яркий, красно-оранжевый, полупрозрачный цветок…
Осторожно пробираясь сквозь можжевельник, Стайлз медленно подошла к цветку и села перед ним на колени. Он был и правда красив и, кажется, не касался стебельком земли.
Стилински осторожно протянула руки и тут же почувствовала, что ее будто накачали морфином. В глазах поплыло, звуки ночного леса стали доноситься приглушенно, словно через толщу воды, а огненно-рыжее свечение стало переливаться всеми цветами радуги.
Тут незваная гостья папоротника вспомнила, что должна сконцентрироваться на том отрезке времени, куда хочет попасть, и стала усердно вспоминать рассказ Питера про то, как Дерек встретил и полюбил Пейдж.
Последней мыслью перед тем, как девушка потеряла сознание было ее обещание себе в том, что спасёт Пейдж, чтобы спасти Дерека. Она сделает это пока…
Места Силы ТВ
Создать аккаунт
Регистрация с помощью социальной сети
Пока цветёт папоротник
Спасибо! Поделитесь с друзьями!
Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!
1 сезон Пока цветёт папоротник 2 серия ******************************************************************** пожалуйста не забанте видео,есл.
Если увидите помехи и т.д то пишите, я перезалью видео, просто когда заливал видео пропадал интернет, и возмо.
Сериал будет под другим названием Беловодье.Тайна затерянной страны
15 интересных фактов о многосерийном художественном фильме «Пока цветет папоротник»
15 интересных фактов о многосерийном художественном фильме «Пока цветет папоротник»
1. Двенадцатисерийный фильм «Пока цветет папоротник» — это первая картина со времен Василия Шукшина, снятая на Алтае. Самая удаленная точка съемок — горный перевал Чике-Таман, на 659 километре Чуйского тракта. Этот перевал признан памятником природы мирового значения.
2. В основе фэнтезийной линии сюжета – древняя Алтайская легенда о бабке Агапке. Наделенная магическим даром, она жила и не старела, выпивая молодость из молодых мужчин. В фильме также трансформирована легенда о черной березе, символизирующей врата, точку соприкосновения двух миров – нашего и мистического.
3. Специально для фильма режиссером и сценаристом был придуман свой мистический язык, на котором говорят колдуны и произносятся таинственные древние заклинания.
4. Решив познакомить зрителей с древними легендами алтайцев, продюсер фильма Сергей Майоров признался, что на всякий случай съемочная группа соблюдала все местные обычаи. Например, отправляясь в путь, на Алтае принято складывать небольшие пирамидки из камней с пожеланиями здоровья и благополучия своим близким. Поэтому первый съемочный день в п. Усть-Ооза начался с опозданием, потому что все члены съемочной группы увлеченно выкладывали свои каменные башенки, загадывая желания.
5. Актерам во время съемок картины пришлось совершать полеты на параплане и воздушном шаре, участвовать в гонках на мотоциклах и погонях на лошадях, спускаться по горным рекам и совершать опасные трюки.
6. Для создания картины на Алтай была доставлена специальная киносъемочная техника. Она добиралось из Москвы к местам съемок «своим ходом», преодолев, таким образом, за весь съемочный период почти 20000 км. Кроме легкового автотранспорта, были задействованы грузовики, байдарки, мотоциклы, мопеды и парапланы. Для съемок на железнодорожном вокзале Барнаула был пригнан целый пассажирский поезд из Новосибирска, а воздушный шар привезли из Красноярска – только там, на расстоянии в 1000 километров, обнаружилась ближайшая школа воздухоплавания. Самая большая сложность возникла с автомобилями представительского класса. Сняв белоснежный кабриолет в первый съемочный день в Барнауле, команде, по возвращению в Москву, пришлось долго искать такой же в столице. Участь дорогостоящего автомобиля оказалась незавидной – после нескольких дней съемок, он был взорван в лесу недалеко от Рублевского шоссе.
7. На Алтае принято приносить жертвоприношение духам гор в виде разноцветных кусочков ткани светлых тонов (телемов) – ритуальные ленты привязывают на дерево. По сюжету у одного из таких деревьев, увешанных потрепанными телемами, начинается романтическая линия фильма: главный герой Кирилл встречает загадочную Олесю. Для съемок эпизода всем участникам экспедиции пришлось полдня привязывать к веткам новые ленточки.
8. Для фильма было подготовлено около тонны костюмов, многие из которых сшиты по специальному заказу. Только ведьма Агапа меняет за время фильма 7 платьев. Всего же требовалось одеть несколько десятков героев, при этом у основных персонажей имелось по несколько одинаковых комплектов.
9. Актеры жили в суровых условиях Алтая, иногда под открытым небом, отдыхая в спальных мешках. Температура воды в горных реках, на которых проводились съемки, даже в разгар лета не поднимается выше 7 градусов. По сценарию герои фильма переворачиваются на рафте, сплавляясь по реке Катунь. Все эти сцены (кроме крушения в пороге) снимали без дублеров.
10. В съемках фильма приняли участие настоящие волки! Семен, Урчаг и Гера – опытные артисты, их часто приглашают в кино. Чтобы заставить животных бегать в кадре, их не кормили три дня. Это – требование опытных дрессировщиков. Так что в кино звери гоняются не столько за героями, а за мясом, которое подвесили по маршруту их движения на специальных тросах. Несмотря на близость голодных хищников, никто из съемочной группы не пострадал.
11. Жилище Колдуна и ведьмы Агапы – дом с надворными постройками из настоящих бревен, обнесенный частоколом, — был построен специально для фильма настоящими алтайскими мастерами. Его сооружение и оборудование заняло около трех месяцев. Место для этого колдовского дома было выбрано не случайно – название местечка, где его выстроили, — деревня Еланда — переводится как «земля змей».
12. Для того чтобы построить жилище Аржана – представителя светлых сил – запрудили ручей. Так удалось добиться сказочного эффекта: дом как будто стоял на воде, и воду можно было увидеть сквозь щели в полу.
13. Деревянные декорации затопленного подземелья возвели в бассейне Олимпийской деревни, в Москве. Актеры Александр Мезенцев, Залим Мирзоев и Александр Петров снимались под водой под присмотром профессиональных дайверов.
14. Герои Светланы Сухановой и Алексея Васильева целый съемочный день провели в настоящих деревянных кандалах весом более десяти килограммов. Режиссер фильма Евгений Бедарев отказался от легковесного реквизита и «мучил» артистов ради достоверного изображения на экране.
15. Музыку к фильму написал Роман Архипов, бывший солист группы «Челси». Специально для картины музыканты группы «Город 312» создали две новых песни: «Помоги мне» и «Странник». Кроме оригинальных мелодий, в фильме прозвучат популярные песни Ёлки, Муслима Магомаева, Верки Сердючки, Филиппа Киркорова, Виктора Цоя, Аслана Ахмадова, групп «Уматурман» и «Ласковый май».
Смотрите продолжение многосерийного художественного фильма «Пока цветет папоротник» в это воскресенье, 21 октября, в 16:00 на телеканале «Украина».
Содержание серий сериала «Пока цветет папоротник» смотрите ЗДЕСЬ и в нашей телепрограмме.